Продолжение книги о. Николая Поповича «Душа в горниле войны»
О духовности современного военного человека
беседуют протодиакон Николай Попович
и офицер Вооруженных сил РФ
Офицер. Батюшка, как выпускник военного учебного заведения, я изучал историю России и хочу понять, почему всё-таки произошла революция и исчезло великое государство. Мне кажется, что одна из причин состоит в том, что русские государи, являясь, безусловно, лично глубоко православными людьми, были при этом людьми нерусскими. Может, поэтому масса народа, не испытывая к ним чувства национального родства, в конечном итоге пошла за комиссарами в кожаных тужурках?
Отец Николай. А что, разве к комиссарам в тужурках у народа это национальное родство как-то проявлялось? Там же был сплошной интернационал! Дело не в крови. Святитель Николай Сербский в одной из своих книг пишет о том, как нацисты допрашивают капитана сербской армии. Причём трибунал возглавляет судья-протестант, а в числе обвинителей — эсэсовец. Последний спрашивает обвиняемого: «Ты кто?». Он отвечает: «Я христианин». — «Ты этого еврея исповедуешь, Иисуса Христа?» Он говорит: «Он еврей по крови, но Он Бог, он вне нации». И точно. Он эфиоп? Эфиоп. Японец? Японец. Серб? Серб. Потому что Он — Сын Человеческий. Это мой ответ. Вот император Павел I какой чудный государь был, а при этом какой имел замес по крови? Или Её Императорское Высочество, святая преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова — англичанка по матери и немка по отцу?!
— Согласен.
— Так что кровь тут ни при чём. Если мы пойдём по пути превозношения чьих-либо голубых кровей, то непременно придём к Гитлеру. Возьмём нынешнюю жуткую трагедию с Украиной. Почему Русь при всей сегодняшней беде в отличие от малороссов всё же едина? У нас нет нескольких церквей, нет никакого желания перейти в церковь римско-католическую, или протестантизм, или под омофор Вселенского Патриарха. У нас нет национализма и расизма, и мы не хотим ни от кого зависеть. И пусть мы сейчас слабенькие, но мы единые, православные, и над нами — наша Святая Церковь. Русский человек отличается от малоросса не кровью, а тем, какова его история. Украина была то под поляками, то под литовцами, то под австрияками. Это и внесло страшное разложение в душу украинцев, именно в их душу, а не в кровь, хотя они — те же славяне.
Большевики сумели сыграть на соборности русского народа, на его коллективном желании всеобщего блага, на идее равенства и социальной справедливости. Народ полагал, что земля будет общая, фабрики будут общие, и в то же время не понимал страшной богоборческой сути происходивших явлений.
— Какие ещё причины революции вы бы назвали?
— Одна из важных причин — проникновение светских идей либерализма в народ. Он сказал себе: господа-то не веруют, а я мужик простой, умнее их, что ли? Вот вера и перешла в разум. А умом Бога не постичь. Потому как вера идёт впереди ума.
— А почему вера перешла в разум?
— Потому что, начиная с XV века, европейцы — особенно немецкая нация — через протестантизм и вольнодумство освободились от Церкви. Ведь что такое Церковь? Это запрет на произвол, это аскеза. Пусть и католическая, но это аскеза, это нравственное совершенствование. Человек же освободил своё сердце от обязанностей жить чисто, честно, и вера перешла в разум. А наша аристократия всегда заискивала перед Западом. И заразила этой болезнью почти всё русское общество.
— Протестантизм пришёл к нам с Петром Первым?
— С Петром пришёл даже не протестантизм, а идея устроить великое государство — здесь и сейчас: флот, армию, мануфактуру. Лучше жить! И Пётр, увидев более высокий уровень жизни на Западе, успехи Европы в военном отношении, сделал вывод, что православная церковь своим приоритетом на духовное начало «сдерживает» безграничное развитие этих производительных сил.
— А почему сдерживает?
— А потому, что если взять ортодоксальную православную точку зрения, то все мы — гости на земле, и, следовательно, материальные заботы хороши в меру. Святой преподобный Силуан Афонский, бывший гвардеец, простой русский солдат, стяжал высокую благодать. Однажды он поразил своей духовностью одного католического кардинала. Не образованностью, а именно духовностью. Это разные вещи. И тот сказал: я поражён. Дело было на Афоне в 1938 году. И что, спрашивает кардинал, много здесь таких? Много, отвечает, вся братия. Почему же, спрашивает он, имея такую духовную основу, Россия не создаст государство крепкое и во всех отношениях такое же развитое, как Запад? Преподобный Силуан отвечает ему: мы привязаны не к земле, а к Небу.
— Значит, пусть либералы сидят во власти? Простите, что перевожу разговор на нынешнюю российскую конкретику.
— Не в этом дело. Мир подходит к концу. Святитель Игнатий Брянчанинов, дворянин, бывший офицер и блестящий богослов, писал в начале ХIХ века с горечью: «Не тщись, человек, изменять судьбы Божии на земле. Думай о спасении своей души». Почему он так сказал? Он предчувствовал грядущие глобальные катаклизмы, причина которых была одна — отход человечества от Бога. И он, этот отход, сегодня настолько глобален, что в этих условиях придумать что-то очень сложно. В то же время, если вы станете на путь личного спасения, да ещё на путь православного подвижничества, то сразу же привлечёте к себе очень много народа. Потому что таинственный свет христианства будет распространяться от вас на других. Вот вам и конкретный выход из всех нынешних тупиков. Как сказал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасены будут». Сейчас эту фразу затаскали, но она — основа основ, и достичь такого состояния очень трудно.
Какую задачу ставит Христос перед человеком? «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф., 6:21). Лучше не скажешь. Сегодня, кстати говоря, нетрудно поверить в Бога, потому что все «измы» размыты. Обессмыслилось всё: и государственный процесс, и строительство, и наука, и искусство. Возьмите XVIII век: там было всё, к чему вы стремитесь сейчас: империя, гвардия, слава, честь, эполеты, заслуги, имения, университеты. Россия была цела и по-земному велика, а ради чего? При Екатерине Великой мы создали могучую державу, но в то же время монастыри она безжалостно уничтожала. А Господь заповедовал ученикам бояться закваски иродовой, саддукейской и фарисейской (Мф., 16:6; Мк., 8:15). Что это такое? Закваска иродова — это государство. Это тот государственный фетиш, идол, который воплощали Гитлер и Наполеон. Государство цветёт. А за счёт чего? За счёт подавления духа.
Саддукейская закваска — это архиереи, которые распяли Христа, это католические папы, которые исказили православие. Может, частично это и некоторые православные разных рангов в разные времена.
И, наконец, фарисейская закваска. Это — духовенство. Очень трудно следовать за Христом. И нередко пастырь говорит правильно, но, увы, не живёт в соответствии со своим словом. Потому как это — борьба с самим собой, а её далеко не каждый выносит. И всё равно сегодня я оптимистичен. Мы получили миллионы мучеников, вся Русская земля полита их кровью. Кроме того, историческим процессом руководит Господь, а не люди. И Он попускает напасти, рождаемые человеческой греховностью, чтобы мы, ожесточившиеся люди, вразумились и обратились к Нему с покаянием и сыновней любовью.
Ныне говорят о Ленине и Сталине. Так вот, если бы победила ленинская позиция, то России пришёл бы конец. Я далёк от похвалы Сталину, потому что он уничтожил русское крестьянство, офицерство, принёс много беды, но в то же время отлично понял, что принял господство над русским православным народом. Он установил «соборность» в виде коллективизма, почитание вождей партии как «святых». И даже гимн воссоздал. Всё было скопировано с христианства, и всё до поры до времени действовало, пока не обессмыслилось, ибо было вне Бога и вопреки Ему. Царский православный запас христианства в душе народной под игом коммунизма тоже стал иссякать.
Есть евангельская формула: «Нет власти, аще (если. — Прим. ред.) не от Бога» (Рим., 13:1–2). От Бога ли власть коммунизма? Нет, она была попущена Богом. И сегодняшняя власть попущена Им. Хотя она ближе к Богу, чем коммунистическая. Я вижу, как молится президент, как он подаёт икону. Тем, кто посмеивается над этим, я говорю так: мы же не знаем тайных движений его души. Поэтому не надо ставить пристрастные клейма и штампы. Начиная с Александра Первого, весь Запад ненавидит Россию лютой ненавистью. И его цель — Россию уничтожить, забрать её ресурсы. Поэтому самая главная задача сегодня — воцерковление русского народа и его вождей.
— Как же воцерковить людей, если русскому человеку с утра до ночи в течение последних двадцать лет закладывали в душу либеральный сатанизм? Кто будет воцерковляться?!
— Согласен. Мне были непонятны недавние слова Президента России о том, что у нас лучшее телевидение.
— Может, это слова, сказанные в кредит? Но где же тогда здоровая критика в адрес космополитического и распущенного ТВ, идеологически заменившего собой ЦК КПСС?
— Всё придёт. Я видел, как Путин и Медведев на Пасху стояли и крестились, кланялись на ектениях на каждом прошении. Это всё-таки определённая церковность, а человек — не схема. Я уже старый человек, многое видел, и я ценю в человеке всякий добрый импульс. А совершённый публично и сверху, он, этот импульс, имеет резонанс по всей стране и западает в души. Более того, он сообщает обществу определённые установки и расценивается как руководство к действию, как знак того, что в церковь ходить и почётно, и нужно. Нельзя этим пренебрегать.
— Вы считаете, что крестообразные движения имеют отношение к вере?
— Не судите, мы не знаем тайн человеческой души. Возьмите для сравнения «Очерки русской смуты» Антона Ивановича Деникина. Отец у него крестьянин, сам он человек не церковный, тоже царя сдал. Он пишет, что под Петербургом стоял запасной полк, несколько тысяч человек. И была в нём походная церковь. После масонской революции 1917 года по решению собрания советов полка поручик предложил в этой церкви сделать нужник. И солдаты ходили туда и мочились. Понимаете, в чём дело?! Зараза безбожия, которая вошла в наш народ, до сих пор не изжита. О каком монархе или православном лидере сейчас можно говорить? Мы получили такого правителя, какого заслужили. Крестится — и слава Богу! В храме стоит, а не где-нибудь ещё, — и хорошо!
А теперь о военных. Многие высшие военные чины были возмущены фильмом «Штрафбат». А я считаю его лучшим фильмом об Отечественной войне. Потому что негодяй, майор КГБ фактически командовал всей дивизией. И боевой генерал боялся его! Особист, по фильму, даже садится прямо перед ним на стол! И это — не картинка, а правда жизни, всё так и было! У советского офицера руки были связаны политруком и особистом. Сравните: во время последнего покушения на Гитлера немецкий полковник прошёл в ставку Генштаба, в бункер Гитлера, где никто ни разу не проверил его портфель со взрывным устройством. Никто не смел его обыскать, ведь он — офицер! К Сталину так не смог бы пройти даже Жуков. Наш офицер был лишён чести и достоинства. Неслучайно в русской дореволюционной армии не было ни одного случая предательства. А в советской армии — сплошные перебежчики. Почему всё произошло так печально? Потому что дух людей был уже другой. Не православный. А вот как дух воспитать — вопрос другого порядка. Солженицын пишет, что с Дона, с Кубани и прилегающих областей за время войны уехало около 300 000 казаков с семьями. Они ушли вместе с отступавшими немцами. Когда в истории России было такое бегство военного казачества?!
Что касается личного спасения, о котором мы уже говорили, то нельзя его недооценивать. Если монах-христианин уходит в келью, кается там и молится, то он постепенно становится светочем для всех. Это — компас духовный. Он молится за весь мир. Молитва у него, как «Катюша». И если человек творит сегодня крестное знамение, исповедуется и причащается, целует икону, то я считаю, что он не полностью находится под властью сатаны. А вот большинство офицеров и генералов царской армии, которые сдали православного государя, были формально людьми православными, а по делам своим — безбожниками. И тоже требовали лучшей жизни, хотели социальной справедливости, желали равенства, братства и счастья. И — «получили».
А сейчас о другом. Никому и никогда не посылается крест, который нельзя вынести. А потому я считаю, что всё, что происходит с Россией после 90-х годов, — это ещё одно испытание для нашего внутреннего очищения, которое необходимо выдержать. Не в смысле молчать, терпеть и потакать злу, но собирать духовные силы для сопротивления. Святой Иоанн Кронштадтский говорил о том, что Россию постигнет страшное кораблекрушение, которое разнесёт её в щепы. Однако потом они, щепы, соберутся. Путин, помнится, приезжал к покойному ныне старцу Иоанну (Крестьянкину). Зачем он приходил к нему, зачем они беседовали целых два часа? Разве это не положительный момент? В любом случае позитив был однозначно — президент пообщался со святым человеком и наверняка услышал от него то, что действительно было необходимо и душеполезно услышать. И это тебе уже не мифический визит Сталина к Матронушке, а конкретный публичный шаг Президента Российской Федерации, который мы все видели и радовались за него!.. Разве это не здорово?!
— И всё же возникает следующий вопрос: какая форма преодоления существующей ситуации в обществе является наиболее эффективной и единственно возможной? Понятие воцерковления нуждается в уточнении. Многие не понимают, что это такое.
— Начинать надо с самого главного: нужно понять, что такое человек, для чего он живёт на земле, для чего родился и что такое смерть. Выше Христа человеческая история никого не знает. Даже Эйнштейн, иудей, сказал, что в Нём, Иисусе Христе, нет тени. Образец дан? Дан. Для кого? Для тебя, для меня, для него. Серьёзное осмысление этих вопросов поднимает человека на немалую духовную высоту и помогает быть честным перед самим собой и Богом.
— А вопрос соотношения спасения и существующего нравственного беспредела?
— Сегодня светское государство не лишает вас жизни, не расстреливает за малейшее слово протеста десятками тысяч, как это было в недавнем прошлом. Сегодня священник как никогда свободен в своей проповеди. Даже до революции такого не было. То же самое могу сказать о христианине. Он в состоянии открыто благовествовать. Во всяком случае, может позволить себе это попробовать. Было бы желание. И это — Божий промысел о нас, чтобы мы укрепились духом. Не в пассивности, не в бытовой суете, а через формирование в себе христианина, не приемлющего лжи.
— А либералов батюшка на проповеди может обличить пофамильно?
— Может. Но разве дело только в них? Кто противник Христа? Дьявол и его легион. Кто победил дьявола? Христос. Чем победил? Крестом. Любовью. Ненавидь не человека, а грех, живущий в нём. Либералы, может, для того и попущены Богом, чтобы испытать нас. А ты не поддавайся, проявляй силу духа. Без боя и победа не славна.
— Почему же власть государственная не может быть изначально нормальной?
— Человек везде одинаков. И на президентском кресле, и в келье, и в Генштабе. Себя надо изменять, тогда и власть станет человеческой. А без этого, как ни крути, а всё останется по-прежнему, кто бы эту власть ни захватил. В истории было великое множество примеров, когда оппозиция брала власть в свои руки, становясь на место ей неугодных, а потом делалась точно такой же — тиранической и кровавой. Вспомните: благими намерениями выложена дорога в ад. Провозглашаем одно, а на практике получается совсем другое. Страсти-то не изжиты! Православия во многих кот наплакал! Религии ещё совсем не знают, собственного духовного опыта никакого нет, а туда же, норовят вести за собой народ, свергать неугодных! Да такие самоуверенные и духовно дикие люди, получив власть, озвереют в одночасье! И всех потянут за собой в преисподнюю! Страсти — это же не ерунда, не мелочь какая-то, а могучая сила, полностью порабощающая и растаптывающая людей, парализующая их волю к добру.
Так что в человеке всё дело, а не во внешних обстоятельствах, которые все то и дело хотят менять, думая, что проблема только в них. Какая ошибка!.. Властям предержащим, равно как и стремящимся к власти нужно быть ближе к Святой Церкви. Она — великая тайна, в Ней совершается спасение человеческой души. А власть сейчас — та, какую мы заслужили. Возьмите 1917 год. Как только царь вынужденно отрекается от престола, сразу наступает самостийность. Сразу и повсеместно идёт распад. А кто виноват? Генералитет. Все командующие фронтов потребовали отречения. Все! Большинство офицеров стояло под козырёк: свобода! Вот и получили свободу. А потом уже формируется Белая армия. И если кто-то пытался что-то поправить в этом отношении, так это Врангель Пётр Николаевич, но всё уже было поздно. А казаки как повели себя? Пускай москали дерутся себе, а мы на Дон, к бабам. Хватит воевать! И два миллиона их чикнули. Все виноваты, все согрешили в России против Бога и царя, все — и гражданские, и военные. А когда Николая Второго арестовали, почему народ не восстал?
— Почему?
— А потому, что потеряли веру в Бога. Потому, что возлюбили материализм и вседозволенность, воспротивились христианским заповедям, христианскому царю, захотели власти и изобилия. А заодно и крови. И слухам верили, распускаемым о царице, что она немецкая шпионка. А это — чистейшая семья. И о Распутине распускали скабрёзные слухи. Я пережил эту неправду десятки раз. Не здесь ли кроется одна из причин трагедии нынешней Украины? Что принесли им русская революция и её последствия: раскулачивание, расказачивание, голод, репрессии? Так что Шухевичу и Бандере, увы, было откуда черпать идеи русофобии. Ведь революция как отказ от православия во имя материальной свободы совершилась не в Киеве и даже не в Варшаве, а в Петрограде.
Бог судья всем отступникам и предателям. В основе их поведения лежат ненависть ко Христу и равнодушие. Для меня, кстати, самый страшный человек — именно равнодушный. Таких людей, к сожалению, очень много. Они не задумываются над Истиной. Человек забывает, что здесь он очень кратковременный гость. Пришёл и ушёл. А Христос умер на кресте за каждого из нас, за каждого индивидуально! За эфиопа, за русского, за еврея, за казаха, за татарина, за малоросса. Это тоже великая тайна. Пострадал за всех нас, чтобы все мы вошли в жизнь вечную. Так что люди, которые хотят с налёта насильственно что-то менять, просто не знают христианства. И самое ужасное, даже не хотят его знать, ограничиваются своими косными убеждениями.
— Давайте вернёмся к нашей главной теме. Преподобный Сергий Радонежский благословляет воинов на брань. И сегодня военный человек — такой же, как и вчера, и во все времена. Он любит определённость и чёткость в ответе. Требует поставленной задачи. Вот если точка кипения дойдёт однажды до 100 градусов, то тогда что делать? Как выходить из положения? Видимо, ответ в том, что людям верующим и ответственным надлежит быть более социальными, более гражданскими. У митрополита Филарета сказано так: люби Отечество, гнушайся его врагами. Значит, так и надо действовать.
— Правильно. Но не забывайте одного: этот тезис далёк от совершенства. Христос сказал: «Любите врагов ваших» (Мф., 5:44). Каких? Всех. Он же говорит Петру после того, как тот ударил мечом раба первосвященника и отсёк ему ухо: «…вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин., 18:11). И далее: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф., 26:53). Вот тут-то и кроется корень Христовой любви, к которой мы все призваны. Господь возлюбил своих врагов до конца. И это — наш идеал. Однако нынешняя несовершенная жизнь вносит коррективы в эту одну из самых высших Христовых заповедей. Мы живём по принципу выбора меньшего зла по сравнению со злом большим. Что делать — иначе пока нельзя. И, я думаю, так продолжится до скончания нашего земного века.
— С вашего разрешения перейдём к следующему вопросу. Если мы, русские, имеем Богом избранную миссию на земле, то как же может народ-Богоносец жить в этом вертепе? Терпеть весь этот безнравственный произвол?
— Всему есть свой предел. Скорее всего, он примет форму какого-то катаклизма. Неслучайно на земле попускаются трагедии и войны, чтобы ожесточившиеся и нравственно огрубевшие люди пришли в себя. Там, где царят алчность, вражда и разврат, там и разложение, потому что духовность оттуда уходит. То же и с режимами, где культивируется голая сила и мощь. Человека в таких системах отводят от борьбы с собой, всё сосредотачивают на внешнем. А это — трагедия.
Вот мы сейчас тоже хотим свободы. А отчего до сих пор живём в рабстве? Какая причина? Не готовы к принятию Истины во Христе, нет к ней должного жертвенного порыва. Преобладают неверие, эгоизм, страх и пассивность. А ведь когда евреи не приняли Христа и отвергли Его, они подверглись рассеянию. Храм их был разрушен, и государство стёрто с лица земли, Иерусалим распахан под поле. Это было наказанием евреям за грех богоубийства.
Когда Россия отреклась от царя и православия, предпочла им ВКП(б), атеизм и материализм, весь последовавший за этим духовный кризис остаточным валом докатился до сегодняшнего дня. И мы, возмущаясь тем, что подвергаемся насилию и угнетению, а также санкциям со стороны Америки и западноевропейских стран, не подозреваем: над нами, как и над древними евреями, исполняются слова древнего пророка Исайи, который говорил: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; всё опустело... Омойтесь, очиститесь... научитесь делать добро...» (Ис., 1:3–7, 16–17).
Пророк призывает евреев к покаянию. Покаяться — это значит вернуться к истокам, к Богу. И тогда уже действовать. Это наш путь. В традициях доброго православного прошлого. А сегодня постоянно хотят каких-то крутых изменений, но опять вне Бога. Экономика, спорт, танки… Поймите, чтобы заработали танки, должны быть правильные духовные установки. Но на уровне всего общества их нет.
В Библии сказано: «Не убий!». Правильно. Надо, по идее, возлюбить врагов. Однако мы живём в страшном и жестоком мире. И если мы бросим оружие, открывая грудь мечу врагов и подставляя щёки, то они, смеясь, будут насиловать наших женщин и детей, а нас с презрением убьют, наступив, как ацтеки древности, нам ногой на лицо. Но была Великая Отечественная война. Был воин-освободитель. Он убивал фашистов. Виноват он в грехе убийства так, как бандит, вырезавший беззащитную семью в какой-нибудь горячей точке? Нет, конечно. Так что всё это нужно учитывать.
Или возьмите пример с возвращением Крыма. Россия вступилась за беззащитных людей — и поступила правильно, по-евангельски. Разве это, кстати, не достойный пример политики нынешнего президента? Мы преподали урок деятельной любви к ближнему, хотя он и имел вид жёсткой военной силы в отношении агрессора. А что делать? Или вспомните Осетию: и там был точно такой же расклад! Подчас только такой уровень жертвенной любви (а мы ведь рисковали сотнями жизней наших солдат) действует в этом несовершенном мире и хотя бы отчасти снимает борьбу противоположностей. Что же касается общей ситуации внутри нашего общества, то конкретную форму богоугодной жизни в нём покажет время.
— С Крымом понятно. Но внутри-то нашего общества безнравственность и сатанизм при этом никуда не ушли. Что с этим прикажете делать?
— Будьте сами в сердце и поступках честны, принципиальны. И действуйте профессионально, как военный, сообразно с этим. А Бог подскажет, как именно. С Крымом и Осетией подсказал? Ну вот. Однако там с самого начала всё было и так предельно ясно. А есть ситуации посложнее. Кстати, неизвестно, как в дальнейшем на том же Кавказе положение будет складываться. Приведу по этому поводу актуальнейшие слова нашего русского гения — Александра Сергеевича Пушкина. Ещё в XIX веке он писал: «Черкесы нас ненавидят. Мы приобрели восточный край Чёрного моря, отрезав их от Турции, принудив их с нами сблизиться. Чем мы можем помочь им с нами сблизиться? (…). Можно попробовать влияние роскоши; новые потребности мало-помалу сблизят с нами черкесов (...). Есть, наконец, средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века, но этим средством Россия доныне небрежет: проповедание Евангелия. Черкесы очень недавно приняли магометанскую веру. Они были увлечены деятельным фанатизмом апостолов Корана, между коими отличался Мансур, человек необыкновенный, долго возмущавший Кавказ противу русского владычества, наконец схваченный нами и умерший в Соловецком монастыре. Кавказ ожидает христианских миссионеров».
Далее Пушкин продолжает: «Терпимость сама по себе вещь очень хорошая, но разве апостольство с нею несовместно? Разве истина дана для того, чтобы скрывать её под спудом? Мы окружены народами, пресмыкающимися во мраке детских заблуждений, и никто ещё из нас не подумал препоясаться и идти с миром и крестом к бедным братиям, доныне лишённым света истинного. Легче для нашей холодной лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты. Нам тяжело странствовать между ими, подвергаясь трудам, опасностям по примеру древних апостолов и новейших римско-католических миссионеров».
И, наконец, он делает такое заключение: «Лицемеры! Так ли исполняете долг христианства? Христиане ли вы? С сокрушением раскаяния должны вы потупить голову и безмолвствовать... Кто из вас, муж веры и смирения, уподобился святым старцам, скитающимся по пустыням Африки, Азии и Америки, без обуви, в рубищах, часто без крова, без пищи, но оживлённым тёплым усердием и смиренномудрием? Какая награда их ожидает? Обращение престарелого рыбака или странствующего семейства диких, нужда, голод, иногда мученическая смерть. Мы умеем спокойно блистать велеречием, упиваться похвалами слушателей. Мы читаем книги и важно находим в суетных произведениях выражения предосудительные» («Путешествие в Арзрум»).
Поэтому надо уметь слышать Божию волю. Спросите — как? Через стяжание чистоты и святости. Это единственный способ быть с Богом и правильно жить. А без Него хоть весь мир завоюйте и всех либералов положите на лопатки — никакой пользы не будет. Сами точно такими же станете. Без Бога человек рано или поздно делается зверем.
— Ну а бесы пусть сидят на ТВ, кружат над Кремлём, да? А я буду спасать себя?!
— Только меняя себя, вы делаетесь по-настоящему полезным для других! Поймите же это наконец! Это не моё мнение, а железная духовная логика Святых Отцов. Если вы погибаете во грехах, о каком спасении других людей может идти речь? Слепой куда поведёт слепого? Например, если вы одержимы жаждой власти?.. Ну, пожонглируете христианством, выхватив что-то из его контекста, ну, захватите эту самую власть — и начнёте всех сопротивляющихся вешать! И христианство моментально забудете, оно же к любви призывает, к прощению, к тому, чтобы быть всем слугой!.. Вот так.
Поэтому надо сначала утверждать веру в себе! А она начинается с личного покаяния. Именно оно открывает путь ко Христу. Сказано Иоанном Предтечей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф., 3:2). И — «сотворите же достойный плод покаяния…» (Мф., 3:8). Это пророк говорил об условии прихода ко Христу. Так что без видения собственных грехов нет христианства. Воцерковись, смири свои страсти — и только тогда сердце откроется Богу, и ты поймёшь Его волю правильно, точно и наверняка. Только так. Иначе что путного вы сделаете и кто из настоящих людей за вами пойдёт? Даже в Византийской империи, где православие было официальной религией, все ли спасались? Не думаю. Хотя внешние условия были налицо. Значит, не это главное.
— Однако Минин и Пожарский подняли же людей! Почему подняли? Была Смута, преддверие конца. А сейчас на Руси третья Смута. И что же — снова сидеть-посиживать, лбы об пол расшибать?!
— Опять двадцать пять! Минин и Пожарский были
глубоко верующими людьми. И общество, несмотря на Смуту, помнило Христа. Потому Смуту и преодолели. В этом смысле религиозная передовая важнее пушек.
И сегодняшние военные только-только приходят к вере, едва касаются её, а думают, что уже всё про всё знают. Какое заблуждение! А понимание молитвы как «расшибания лба» грубо и невежественно. Так может говорить лишь человек, не имеющий никакого духовного опыта и не понимающий его. Молитва — это дыхание души, это — спасительное богообщение и средство для обретения у Господа силы на благое изменение себя и мира вокруг. Поймите, духовная жизнь — искусство из искусств, и в ней есть свои непревзойдённые специалисты, Святые Отцы. Не замещайте их собой, не «поправляйте» православие в угоду политическому моменту. Это всё равно, как если бы я побежал в Генштаб, оттолкнул генерала от схемы ракеты «земля-земля» и начал что-то корёжить в её чертежах. Что тогда будет? Куда жахнет ракета? Так и вы, печатая шаг, в сферу высшего богословия хотите войти и всех там построить? Даже не думайте! Пусть каждый профессионально занимается своим делом. Усвойте элементарные духовные вещи — и довольно с вас.
— Что ж, получается: я умру, а мои дети останутся при этой сатанинской вакханалии? Нет, пусть монахи молятся, а нам надо дело делать. Иначе так ничего и не изменится.
— Ещё раз вам говорю, дорогой вы мой человек: надо самому утверждаться в вере,
и тогда, если нужно, и время замедлится, и цель верно определится, и практические дела пойдут быстрее. Вне Бога и молитвы всё обессмысливается. Жизнь вне молитвы приводит к тому же безбожию. Без Бога — ни до порога. Все безбожные революции в этом смысле представляли собой перемену мест слагаемых, сумма же, качество пришедших во власть оставалось прежним. Те же страсти. Сегодня в обществе, и в особенности у военных, преобладает поверхностное понятие о вере и молитве. Жили-то целых сто лет под атеизмом, вся духовная традиция отбита. Подлинная молитва — это самое главное дело на земле и в мире, это самый тяжкий и ответственный труд, это богообщение, это изменение себя, это получение духовной силы и мудрости от Живого Источника — Бога.
Убийственно неправы те, кто рассуждает о молитве и вере с налётом скептицизма, как о чём-то никчёмном. Молитва — это та сила, с которой нам никакой враг не страшен. Не медитировать, не закатывать глаза к небу по образу кликуш, не вызывать у себя стигматы, как это проделывал над собой Франциск Ассизский, не биться в экстазе, как Катарина Сьенская, а со смирением и покаянием просить у Бога избавления от беды. И укрепляться духом и разумом. Причём так должны молиться все, в том числе и военные. Чтобы Господь их вразумил и раскрыл глаза на истину, подсказал, как правильно поступать, вложил верные и спасительные планы в сердце. На войне крайне важны качество мысли и её духовная составляющая. От неё зависит, куда полетит снаряд. По своим или по врагам.
— Не беспокойтесь, нажмём куда надо. А насчёт молитвы вы правы, простите. Однако есть люди, которые специально к этому призваны. Я это имел в виду. Нельзя же всем только молиться. Это всё-таки удел монашества.
— Монах и молился, и тысячи послушаний разных при этом выполнял! Корчевал лес, копал землю, сажал картошку, полол, строил, ухаживал за скотиной. Но с молитвой. То же пусть делает и военный в своей области. И врач. И учитель. Каждый. Мы все — христиане, молитва должна быть для нас как воздух, и все мы призваны в Боге искать силу и мудрость. Только Он — надёжный и спасительный ориентир и на земле, и в вечности. В этом смысле военный ничем не отличается от монаха. И тот же учитель. И врач. Мы все — во Христе. И верный путь к Господу лежит только через молитву, осмеянную слепцами. А вот чтобы она заработала, нужно духовно трудиться, очищать сердце прямой жизнью, молитвенным правилом и постом. Военный, соблюдая всё это, будет с особым тщанием и ответственностью выполнять свой долг, защищать Родину и народ, идти в наступление и подавлять сопротивление противника, если тот пересечёт рубежи Отчизны или попытается посеять смуту внутри страны.
Что касается России и её возрождения, то посмотрите, сколько сейчас каких-то диких проектов по национальной идее витает в воздухе! Большинство из них — полный бред! Национальная идея в России была, есть и будет заключена только в православии. Кроме того, русский народ органически тяготеет к единовластию. Важно лишь указать правильный ориентир и самим быть его достойными.
Вы в начале беседы спрашивали о причине революции. Вот вам ответ: ещё задолго до революционной смуты наши русские патриоты восхотели строить великую Россию. И начался колоссальный, невиданный ранее экономический рост. Мы по всем параметрам догоняли самые развитые европейские страны, а по ряду показателей вообще были первыми в мире. Но весь запал — обратите внимание — был брошен именно на экономику, политику и иные материальные аспекты. Быть первыми, выйти на новые рубежи, развить армию и флот по самым передовым технологиям, а в результате наступил полный крах, ибо ослаб молитвенный порыв к Богу, и Небеса закрылись. Захотели устроить жизнь без Творца, без нравственных заповедей и ограничений, без борьбы со своими страстями. Весь интерес обратили на внешнюю сторону, на успехи, на фанфары. Вот так. А получили капитализм с мамоной и всеми его язвами в виде кабального детского труда, публичных домов, ростовщичества и нравственной вседозволенности. И потому свершилась чудовищная тёмная революция, порождённая повальным общественным безбожием и дикой разнузданностью нравов.
Великая империя пала, так как все эти экономические скачки и рывки делались за счёт отступления от идеи Святой Руси и богоугодной православной царской власти. Прогрессивному обществу они оказались ненужными. Россия вступила на путь сытый, процветающий и светский. А ей от Господа, как и древнему Израилю, была уготована совершенно иная судьба — нести свет Христовой истины народам и защищать святое православие, преображать души человеческие. Та же трагедия повторилась впоследствии и в СССР — те же устремления — пять в четыре, догоним и перегоним, будем везде первыми, повернём реки вспять, покажем миру кузькину мать, а России — последнего попа и последнего жулика
, — и всё вновь развалилось, потому что строилось на песке шапкозакидательства и безбожия!..
— А как вели себя военные во время революционных событий 17-го года?
— Вот это хороший вопрос! Военные во время Февральской революции почти все были безбожниками. Выступали против православного царя и презирали Церковь. «Мы — передовые! Монахи, церковники — тунеядцы, приспешники прогнившего самодержавия»! (Те же речи слышны о Церкви и сегодня: «набивают карманы», «обнимаются с глобалистами» и прочие ярлыки, идущие от порочных обобщений!) А религиозного, главного смысла жизни себя тем самым лишили. Доразвивались до ледокола «Ленин», до первой космической ракеты с человеком на борту! А где теперь всё это? Об экономике и говорить нечего. Вот вам и «поднять народ»! Куда, зачем? Определитесь, наконец! Подумайте, отмерьте семь тысяч раз, воцерковитесь, а потом уже только рубите! Но — во имя Святой Руси, а не ради очередной «великой России» без Бога! Или где религия — всего лишь дымовая завеса!.. И — без злого мщения, без чуждой христианам жажды крови, ибо ничто так не разделяет людей, как кровь. Иначе всё повторится снова — очередное насилие, деспотия, демагогия, стагнация и развал. Только в Боге успокаивается человек. Сложнейшая и ответственнейшая вещь — выбор духовной цели жизни для народа, который дезориентирован и измучен.
Понятно, что вам, честным военным, нынешний расклад не нравится. Но всякое изменение начинается с души человека, с её христианского преображения. У лидера должен быть не сиюминутный запал: выбежал, пальнул, банк с телеграфом захватил и врагов к стенке поставил (вспомните для сравнения, как гуманно обходилась русская армия с пленными французами), а сильная и правильная духовность, деятельная и жертвенная любовь к людям, жизнь, основанная на соблюдении заповедей Божиих. Для чего? Чтобы после этой первой победы, достигнутой на православно-патриотической волне, он, лидер, не установил очередную тиранию и не начал рубить сплеча направо и налево, объявив себя властителем душ. Чтобы щепки, щепки-то опять не полетели! Чтобы жестокость и кровь не одурманили мщением его сердце, ещё далёкое от Христа. Вспомните, как после окончания Смуты царь Михаил Фёдорович Романов по-православному простил всех своих прежних врагов: и бояр-перебежчиков, и тушинских наймитов, и даже прямых изменников. Всех. Как сильный и милосердный царь. И эти измученные, в большинстве своём растерянные и запутавшиеся в обстановке люди с великой благодарностью восприняли этот широкий царский жест — и искренне покаялись. И впоследствии служили Романовым верой и правдой.
Вот если будет у нас такой вождь, тогда каждое его слово отзовётся в народе как набат. И дело такого лидера станет благословенным. А народ, услышав его, перестанет наконец быть толпой и превратится в собор мужественных людей, озарённых светом Христовой истины. И тогда каждый станет делать положенное ему дело. И — активно менять ситуацию на Богом данном ему уровне, не дожидаясь попущения беды. Но знайте: без личного активного преображения, которое почти всеми державниками почему-то упорно ставится на десятый план, никому из нас всё равно не обойтись. Никому, слышите? Ведь это — спасение нашей собственной души. Нельзя же прицепиться к другому человеку и на нём в рай въехать! Не выйдет. Грехи-то свои куда денем? А их у нас воз и маленькая тележка! И за каждый из них придётся отвечать по полной программе. А элементарные условия, облегчающие людям путь спасения, — здоровую нравственность, уважение к Церкви, семье, государству, патриотизм, ответственную и любящую народ власть — всё это, конечно, нужно создавать. И без духовного подъёма, без горячего желания изменить свою жизнь и без энтузиазма здесь никак не обойтись.
Владыка Варнава Беляев, подвижник святой жизни в тяжкое советское время, призывал христианских юношей и девушек брать пример… с советской молодёжи. Он так и говорил: «У них нужно поучиться, у комсомольцев. Смотрите, какой там энтузиазм!». Понятно, каковы были истоки этой энергии. Всё тот же царский запас России. То, что называется внутренним, глубинным православием. В чём смысл призыва владыки? А в том, что он показывает на комсомольцев-то и как бы говорит: вот, они вроде неверующие, вроде бы вбили им в голову коммунизм. Однако воспринимают они этот коммунизм вполне по-религиозному и именно по-религиозному готовы за эти идеи на деле умереть. Великая трагедия — смещение понятий, истины и лжи. Но двигала советской молодёжью именно вера. И тот, кто верой горяч и искренен, тот с большей лёгкостью может вновь обратиться к истине во Христе, чем, скажем, упёртый богоборец, нигилист и неверующий. Вернуться к Всевышнему так же, как вернулся к отцу блудный сын из Евангелия.
А ещё мы всё должны делать в этой жизни по любви. Только тогда будет толк. Известный московский священник, покойный отец Алексей Мечёв, причисленный сравнительно недавно к лику святых, говорил: «Страшна вера христианская без любви. Лучше вообще не веровать, чем веровать и не любить». Запомните эти слова. Надо разделять человека и грех, а это — искусство из искусств. И только любовь во Христе поможет сделать это. Ведь многие сегодня по-прежнему грезят только ракетами и римской мощью, превращая уже в который раз христианство в политическую демагогию, в духовно-понтонную переправу для достижения своих исключительно земных амбициозных целей.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.