Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Незадолго до страданий Своих Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву, а ученики Его, сев отдохнуть, от утомления заснули. Во время этой-то молитвы произошло чудное преображение Иисуса Христа, и осязательно ученикам Его открылась Слава Его, как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды Его сделались так белы, как на земле белильщик выбелить не может: они побелели, как снег, — заблестели, как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде, но беседовали с Иисусом Христом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились и апостолы и увидали славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души, он воскликнул: "Наставник! Равви! Господи! как хорошо нам здесь! если хочешь, поставим здесь три сени, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии".
Чего собственно хотел Петр, он и сам не мог дать себе отчета: в таком они были смятенном состоянии духа! Но когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их. Они почувствовали страх, когда оно окружило их. И исшел из облака глас: "Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте". Услышав этот голос, ученики еще более испугались и пали на лица свои. Но Иисус Христос, приступив, прикоснулся к ним и сказал: "Встаньте и не бойтесь". И тотчас посмотревши, они никого уже не видели с собою, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос приказал им никому не сказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Так Господь Иисус показал ученикам Своим Славу Своего Божества, приготовляя их к тому, чтобы, увидев Его страждущего и поруганного, они не поколебались в вере и уразумели, что Его страдания — вольные, что Он есть воистину Отчее Сияние (служба праздника Преображения).
(Из "Священной истории" протоиерея М. Богословского)
Настоящее празднество, братие, имеет ту особенность, что ныне приносятся в храм и освящаются плоды вертоградов наших. Обычай являться пред лице Господне с начатками плодов так древен, что мы находим первые следы его еще в семействе первого человека (Каин, сын Адама, уже приносил жертву Богу от плодов земных). В Церкви Ветхозаветной даже строгим законом предписано было всему народу израильскому посвящать Богу начатки всех плодов земных, кои, принесенные ко храму, поступали потом в удел священнослужителей его.
В Новом Завете нет подобной заповеди, но чувство сыновней любви и благодарности пред Богом-Благодетелем само собою располагает не вкушать от плодов нового лета, как прежде освятив их принесением в храм Господень и призванием над ними всеосвящающего имени Божия. Поэтому-то обычай приносить в храм новые плоды для освящения принадлежит к древнейшим христианским обычаям. В православной Греции, откуда вместе с верою и Богослужением перешли к нам и все священные обыкновения, к настоящему дню поспевает уже гроздие виноградное, — почему в молитве и испрашивается благословение преимущественно для гроздий, которыми особенно изобилуют страны восточные. В большой части нашего отечества нет сего плода, по причине северного положения страны нашей; но взамен его Провидение Божие, разделяющее Свои дары всем неоскудно, благословило страну нашу многими другими плодами, которые вместо гроздия приносятся ныне в храм для освящения. Зрелище приятное и вместе поучительное!
Да, братие, и поучительное, ибо, принося в дар Господу плоды полей и вертоградов наших, не забудем, что мы все должны быть сами плодоносными древами в вертограде Господнем, который есть Церковь Божия. Святый Давид не напрасно благочестивого человека уподобляет древу, насажденному при исходищах вод, «еже плод свой даст во время свое». Не напрасно и Сам Спаситель истинных учеников Своих сравнивает с гроздиями или ветвями виноградными, кои, заемля от Него, яко Божественной лозы, сок жизни, должны приносить плод мног. В противном случае, то есть в случае непринесения надлежащих плодов, каждой душе грешной угрожается извержением из вертограда и повержением в огнь, подобно как то делают и вертоградари с бесплодными древами. Так и должно быть непременно, ибо если для вертоградаря земного крайне неприятно, когда его малолетние труды над древом не приносят ему плода подобающего, то стократ огорчительнее для Вертоградаря Небесного, когда душа человеческая, стоившая Ему толикого попечения, остается бесплодною. Ибо, что делают земные вертоградари для своих вертоградов? Иждивают на них только свое имущество и тратят свои попечения; а Небесный Вертоградарь положил за вертоград самую Свою душу. После сего как дорого для Него должно быть всякое древо, — т.е. каждая душа верующая! Как приятен плод от вертограда! и как горько бесплодие дерев худых!
Какой же плод принесем мы ныне, братие, Господу от вертограда душ и сердец наших? — Плод сей есть наше духовное преображение. Не думайте, чтобы я употреблял это выражение по одному приспособлению к настоящему дню, — нет, того требует само дело. Разгните книги Священного Писания, и вы увидите, что падение рода человеческого состояло в том, что он чрез грех лишился образа Божия, увидите также, что спасение наше, совершаемое силою заслуг Христовых и благодатию Святого Духа, состоит в восстановлении в нас первобытного образа Божия, то есть, говоря другими словами, заключается в нашем преображении из чад греха, проклятия и гнева в чада святыни, любви и благословения. Такое преображение должно быть первым и последним от нас плодом Небесному Вертоградарю, стяжавшему нас Кровию Своею.
Взирая ныне с благоговением на лицо Господа, сияющее на Фаворе, яко солнце, помыслим, братие, что подобная слава предстоит и нам: ибо праведницы, сказано, просветятся, яко солнце, в Царствии Отца Небесного. И помыслив об этом, обратим внимание на свое сердце и свою жизнь, дабы видеть, есть ли в них хоть начатки той чистоты и того совершенства, которые потребны для сего славного преображения. Те, кои обретут в себе некий залог будущего блаженства, да поспешат принести его в дар Господу и Спасителю своему, как плод не столько собственных усилий, сколько Его всемощной благодати. А те, кои обретут образ души своей темным и не благолепным, да не замедлят просветиться светом от лица преобразившегося Господа. Аминь.
(Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического)
Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.