Взоры правящих элит и рядовых граждан России прикованы сегодня к западным санкциям и грозовой туче социально-экономического кризиса, нависшей над страной. Понять людей можно: растущие цены, скачущие курсы валют, заоблачные кредитные ставки, налоги, ЖКХ, наполнение прилавков, рабочие места - все это массовому сознанию куда ближе и важнее, чем идеологические платформы и партийные программы. Кто их читает? Тем не менее, говорить мы будем не об экономике, а о политике - том "враждебном вихре", который и порождает эту самую тучу, и гонит её на Россию. Но как говорить? Опять тасовать цифры и факты, обрамляя их собственными фобиями и галлюцинациями? Меня давно терзает вопрос - почему наша хваленая аналитика всегда ошибается в прогнозировании крупных и поворотных событий и, наоборот, как орешки щелкает всякую "мелочёвку". А ответ-то очевиден: рационалист ищет правду только в веществе "лживого и лукавого мира сего". Но правды в веществе нет. Вещество - природа, люди и все такое прочее - находится в состоянии непрерывных и непредсказуемых изменений: рождения и смерти, слияния и деления. Человек добавляет этому хаосу изрядную порцию собственной непредсказуемости в лице ничем не ограниченной свободы, колебаний здоровья и вздорного характера. Финальный же гвоздь в гроб под названием "рациональный анализ и прогноз" вбивает тот факт, что "чужая душа - потемки". Самый высоколобый эксперт не знает, что именно зреет в голове изучаемого им индивида, по-научному - субъекта истории. Чего уж говорить о попытках понять действия тысяч или даже миллионов таких индивидов, притом одномоментно ! Но и это не все. Наш герой, если честно, не знает даже того, что творится в его собственной голове. Не знает души своей. Спросите этого "немого ученого" умника, как он поведет себя в той или иной экстремальной ситуации... Ни за что не ответит. Потому что не знает!
Итак, для начала следует четко разграничить два вида познания: от ума не одухотворенного и от ума одухотворенного Святитель Иоанн (Шанхайский) писал: «Знание упразднится" (1 Кор. 13, 8)… Конечно, не то знание, коим лицезреют истину чистые сердцем; не то знание, от коего пребывают в непрестанном удивлении святые, не то, коим созидается жизнь вечная. Упразднится знание, которое не знает своей ограниченности, малости и временности. Знание смиренное благоговейное и трепетное останется навеки, ибо принадлежит Небесному Иерусалиму. Принадлежность лишь к этому миру, есть признак мертвенности, как человека, так и знания. И только мертвенное знание "надмевает" (1 Кор. 8, 1)".
Получается, что земным знанием человек не обогащается (не в этом цель), а как бы испытывается. Душе его предлагается вольный выбор: познать себя и Бога, в том числе и через постижение явленной (в вещах) премудрости Его, или поклониться мертвой материи, которая, в конечном счете, сгорит и упразднится, как и мертвое знание о ней.
Нам пора решительно признать: время домыслов "от ума" и мнений, навязанных "светлым разумом", безвозвратно ушло. Наступление сатано-нигилизма может остановить только высота Духа Святого. Одним умом не понять, что творится с обезумевшим и заваленным электронными девайсами миром. Его, этого ума, вообще-то, всегда было недостаточно, чтобы создать объективную картину мира, но сегодня эта "последняя" правда видна, как никогда. Она достигает такой нестерпимой жгучести и полноты, что по-другому и жить-то дальше нельзя!
Большинство из уважаемых и заслуженных моих коллег по "Изборскому клубу", уверен, не согласятся со мной в этом пункте. Припоминаю наши горячие диспуты с Сергеем Черняховским, возмущавшимся любой моей попыткой хотя бы на шажок "приблизить" духовный взгляд к нашим исследованиям. "Зачем вы это делаете, АИ? При чём здесь Бог? - горячился он - Мы и так справимся!" Нет, дорогой Сергей Феликсович, не справимся. А о Вашей неправоте свидетельствует хотя бы тот факт, что атеисты почему-то всегда негодуют, когда верующие эксперты хотят вставить свое слово, чего не скажешь о последних.
Курица или яйцо
Закоренелый материалист, К. Маркс, впадая в типичный для своего времени "либерально-гуманистичесий" раж, настаивал на том, что "политика есть концентрированное выражение экономики". Чепуха! В рамках духовно-светского понимания мироздания все обстоит ровно наоборот! Политика приводится в движение идеями. Те, в свою очередь, вызваны сокровенными и тончайшими намерениями человеческих душ или, по апостолу Павлу, "тайными делами человеков". Еще глубже, там, куда не достает даже гениальный психоанализ Фрейда и Юнга, скрывается от досужих глаз и сам исходный дух, который "творит себе формы" - сначала бытовые, затем культурные, философские, политические, и только на самом излете... экономические. Сущность духовной силы бывает разной: есть дух дьявольский, и есть ангельский, а над всем и превыше всего - Дух Божий. Подменяя причину следствием, не понимая природы - злой или благой - исходного духовного побуждения, можем ли мы обоснованно судить о производных формах?
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.