Константин Юон "Купола и ласточки". Фрагмент
Худо делать худое в будни, еще хуже того — делать худое в праздник: как церковь есть дом, назначенный для служения Богу, так точно и праздник есть время, назначенное для служения Богу. И потому-то, например, грех — красть где бы то ни было, а украсть в церкви ещё грешнее, потому что она есть место Божие; грех — сквернословить везде, а выбраниться в церкви — спаси Господи, потому что она есть место Божие. Вот так-то надо смотреть и на праздники: грех, например, браниться, драться и во всякое время, еще грешнее все это делать в праздники, потому что праздник есть время Божие.
Да уж что тут и говорить много? Если и работать в праздники грешно потому только, что работы наши мешают нам служить Господу Богу, то как же не грешно проводить время в пьянстве да в гулянье? Ты скажешь: что же делать в праздники, когда и работать грех, и гулять грех? Не уж-то все молиться? Ведь день-то большой, чем его наполнить? ─ О, Господи! Чего-то леность нам не скажет?!
Нам говорят: ─ "Молись Богу в будни".
Она тотчас с ответом: ─ "В будни совсем мало времени для молитвы: все работа да работа!"
Нам говорят: ─ "Ну, молитесь же Богу по праздникам",
А леность как-тут с ответом: ─ "В праздники уж очень много времени для молитвы; день длинный, одной молитвой его не наполнишь",
То очень мало, то очень много: все беда!
Вот как велит нам проводить праздничное время Священное Писание и наши пастыри духовные: встанешь утром пораньше с благословением Божиим и, умывшись, тотчас стань на молитву: поблагодари Господа за все Его милости, какие получил от Него в прошедшую неделю, и в особенности моли его, чтобы Он сохранил тебя от соблазнов в настоящий праздничный день.
Вместе с тобою пусть молится и семья твоя. Потом идите к утрени. Помолившись в храме Божием, по окончании утрени, возвратясь домой, читайте Священное Писание, либо какую-нибудь душеполезную книжку — ты читай, а дети пусть слушают; при этом случае потолкуйте да побеседуйте о чем-нибудь, что вычитали, и так у вас незаметно пройдет время до обедни.
Когда настанет время обедни, опять идите в храм Божий и берите с собой по силе возможности деньжонок, например, на свечку, на просфору, на украшение храма Божия, на нищих.
Возвратившись домой после обедни, спрашивайте детей своих, о чем в церкви было читано в Евангелии да в Апостоле. Когда они расскажут, с молитвою садитесь за обед. После обеда часок-другой не грешно отдохнуть, потом можете пройтись по своей деревне, и при этом, коли есть больные или сироты бездомные, навещайте их, и дайте кому лекарство, кому — совет, кому — утешение, кому — что Господь дать положит на сердце.
Потом дома опять читайте с детьми жития святых, и особенно житие того угодника Божия, которого память празднует в этот день Церковь. Тут тоже кой о чем можно потолковать, что вспадет на мысль, при чтении жития угодника Божия; и таким образом незаметно пройдет у вас время до вечера, и наконец после ужина ложитесь спать опять с молитвою, и на душе-то у вас в ту пору будет весело-весело, потому что в этот день вы и Господу послужили, и бедным помогли, да и сами отдохнули от ежедневных житейских работ.
Утром после праздника у тебя и голова свежа, и силы крепки, и душа весела, и совесть спокойна. Конечно, ты к этому не привык, и потому сначала для тебя будет трудно, но потом, при помощи Божией, так тебе это слюбится, что и сказать нельзя. Так смотри же, как полезно для нас почитать праздники святые! Почитай праздники, и здоровье-то твое сохранится, и Богу-то послужишь, и бедным-то поможешь, и в семье-то будет мир, и достаток во всем, и на сердце-то спокойно и весело...
Жил в Константинополе один благочестивый старец Николай. Он наблюдал все праздники святые и особенно почитал день Ангела своего, святого Николая чудотворца, и в этот день всегда, бывало, не только в церковь Божию ходил, но и приносил туда что-нибудь, например: свечи, масло, да и бедным раздавал милостыню. А раз как-то у него дошло до того, что ему совсем нечего было принести в церковь на праздник, потому что денег совсем у него не было.
Вот он толковал, толковал с благочестивою женою своею, как им быть в праздник, и решили наконец так: продать ковер, который жена вышила своими руками, и на вырученные деньги купить, что нужно для. праздника. Взял почтенный старец ковер и пошел продавать. Это было накануне праздника. На дороге встречается с ним какой-то старец и спрашивает:
─ "Куда ты, друг мой, идешь и зачем?"
— "Да вот, — говорит Николай, — иду ковер продавать, деньги нужны".
Старец продолжал:
─ "А чтобы ты взял за ковер?"
— "Да прежде он стоил восемь золотых, — отвечал простодушный Николай, — а теперь, кто что даст!"
— "Возьмешь ли за него шесть золотых?" — спрашивает старец.
─ "С радостью", — отвечал Николай.
Тем дело и кончилось: у Николая в руках шесть золотых, у старца ковер. А между тем, в то время, как Николай закупал, что нужно было для праздника, таинственный старец явился с ковром к жене Николая и, отдавая ковер ей, сказал:
─ "Муж твой, старинный приятель мой, встретившись со мною, просил меня отдать тебе этот ковер, — так возьми же", — сказал и ушел.
Жена крепко было разобиделась на мужа: ей в голову пришло, что он дорогой раздумал пожертвовать ковер на праздник, и, когда воротился он домой, она пустилась упрекать его за это. Муж с изумлением слушал ее и показывал ей и масло, и вино, и просфоры, купленные им на деньги за проданный ковер, да еще много оставшихся денег. Удивлялась и жена, слушая мужа, и когда они описали друг другу вид этого старца, то не могли не догадаться, что это был сам святитель Николай.
Так вот что значит святить дни праздничные! Или вот еще другой случай.
Был в Константинополе юноша, который был в таком расслаблении, что не только не мог ходить, даже с трудом ползал по земле. Видя, что народ идет в церковь со свечками на праздник угодника Божия Николая, он тоже купил себе свечу и пополз к церкви. Вот он ползет, и на дороге попадается ему сам угодник Божий да и спрашивает его: кто он, куда и зачем идет? Когда убогий дал ему ответ, святой Николай велел ему за собою ползти в церковь. Бедный приполз, поставил свечу пред образом святого Николая и начал молиться; потом, всматриваясь в образ, он заметил, что точно такого же вида старец встретился с ним на пути. Вот он со слезами начал просить себе помощи у угодника, и суставы его начали мало-помалу разгибаться: он уже мог вставать на ноги, а когда он помазался маслом от лампады, горевшей пред образом святителя, то и совершенно выздоровел...
Вот что значит, возлюбленные, почитать святые праздники: кто свято их почитает, того и Бог никогда не оставляет!
Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.