Салон Елагиных. Изображены (слева направо): Д.Н. Свербеев, Д.А. Валуев, Н.Ф. Павлов, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, А.А. Елагин, К.С. Аксаков, СП. Шевырев, А.Н. Попов, В.А. Елагин, П.В. Киреевский (рядом бульдог Булька). Рисунок Э. А. Дмитриева-Мамонова. Первая половина 1840-х гг.
Хомяков глубоко размышлял о взаимосвязи Церкви и остального общества. По Хомякову Церковь – не общество, но она есть как бы ствол общества, его основа. Без Церкви, проецирующей свою соборность на все общество, в обществе возможна только борьба и конкуренция. Так на Западе церкви нет (в протестантизме) или она не носит соборного характера (в католичестве). Потому и общество их носит рациональный, безлюбовный, конфронтационный характер. В России есть Православная Церковь, имеющая соборный характер, и она является стержнем общества. Эта церковная соборность через членов Церкви распространяется на все общество. И именно поэтому русский мир являет огромное преимущество перед западным. Христианство для Хомякова было «высшим общественным началом». И соборность у Хомякова начинает выступать и как церковное и как социальное понятие: церковная соборность становится основой, задает образец для соборности социальной.
У Хомякова, несмотря на, казалось бы, удивительное постоянство взглядов, можно заметить определенную периодизацию. В молодости он считал, что жизнь общества может быть основана на любви. Затем на первое место вышла другая идея – органичность как основа общества. Органичное, по Хомякову, – значит естественное, значит солидарное, значит свободно принятое, и поэтому вовсе не чуждое любви, а скорее являющееся ее социальной формой. Позже Хомяков разрабатывает идею церковной соборности, которая является одним из выражений любви и единения в Святом Духе. Но на этом он не останавливается, и в конце концов вырабатывает понятие об обществе, центром которого является Церковь.
И в этой социальной соборности главное для Хомякова – свобода. Без свободы, без добровольности ни одно общественное устроение не может быть успешным. Для Хомякова свобода – абсолютно необходимое условие социальных преобразований. Причем не только свобода воли, но и свобода политическая. Поэтому неудивительно, что Хомяков особое значение придавал, как тогда говорили, «эмансипации», т.е. освобождению крестьян. Он не раз очень определенно высказывался о крепостном праве как о позорном рабстве. В своих имениях он по уговору с крестьянами заменил барщину оброком. Наконец, в 1859 г. он написал письмо гр. Ростовцеву, председателю Редакционной комиссии, в котором изложил свое видение крестьянской реформы. Суть позиции Хомякова: сразу и по единым ценам выплатить помещикам за земли, отчуждаемые в пользу крестьян; деньги же для этого взять из разных источников: займы, продажа госимущества, выплаты от крестьян. Цель Хомякова – достичь максимальной справедливости по отношению как к крестьянам, так и дворянам. Причем со стороны крестьян юридическими лицами должны быть крестьянские общины. Особо отметим, что как и в случае изобретений, Хомяков подробно аргументирует разные варианты решения и, обсуждая их, доказывает, что его решение – наилучшее.
На Ростовцева рассудительность письма произвела впечатление, и он даже хотел пригласить Хомякова на заседания комитета, однако неожиданная смерть Ростовцева помешала этому. В целом реализованный вариант реформы был в русле предложений Хомякова, но основная тяжесть выплат легла на крестьян. Общинный принцип был сохранен, но одновременно был дан старт капитализму, и потому развал общин был делом времени. Интересно, как бы к новым капиталистическим временам отнесся Хомяков? Но Господь его забрал еще до реформы.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.