Алексей Степанович Хомяков. Автопортрет, 1842. Фрагмент
В этом году исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя Алексея Степановича Хомякова. Мы предлагаем читателю серию заметок об этом замечательном человеке. Они не претендуют на систематическое изложение мировоззрения мыслителя. Просто заметки, где биографическое перемежается с мировоззренческим.
Хомяков как мыслитель очень сложен, хотя с первого взгляда кажется, что он говорит о простых вещах – его статьи в основном направлены на выработку доказательство истинности «славянофильского» (точнее, прорусского) мировоззрения, которое ныне для русских людей является совершенно естественным. Но дело в том, что за этой очевидной мыслью у Хомякова лежит огромный пласт философских, исторических, социальных и богословских мировоззренческих идей, совсем не очевидных, весьма оригинальных и далеко не непротиворечивых.
Но начнем мы со слов Ю.Ф. Самарина, верного его ученика и младшего сподвижника по славянофильству, слов хорошо известных:
«Как? Хомяков, живший в Москве, на Собачьей площадке, наш общий знакомый, ходивший в зипуне и мурмолке; этот забавный и остроумный собеседник, над которым мы так шутили и с которым так много спорили; этот вольнодумец, заподозренный полицией в неверии в Бога и в недостатке патриотизма; этот неисправимый славянофил, осмеянный журналистами за национальную исключительность и религиозный фанатизм; этот скромный мирянин, которого семь лет тому назад, в серый, осенний день, в Даниловом монастыре, похоронили пять или шесть родных и друзей да два товарища его молодости; за гробом которого не видно было ни духовенства, ни ученого сословия; о котором через три дня после его похорон "Московские ведомости", под бывшею их редакциею, отказались перепечатать несколько строк, писанных в Петербурге одним из его друзей; которого еще недавно та же газета, под нынешнею редакциею, огласила иересиархом; этот отставной штаб-ротмистр, Алексей Степанович Хомяков - учитель Церкви? Он самый».
Самарин – один из тех, кто понял истинный масштаб этого человека: «учитель Церкви». Многие считали и считают эту характеристику преувеличенной. Но представляется, что Самарин прав. Да, Хомяков, учитель Церкви, замечательный богослов, сказавший о Церкви так, как до него это не смог сделать никто.
Но в то же время ясно видно изумление Самарина перед тем несомненным фактом, что Хомяков – человек, отнюдь не пренебрегавший мирским. И даже наоборот – активно и с большой заинтересованностью трудившийся над вполне земными делами. Как такое может сочетаться? Ведь перед нами обычно возникает портрет богослова, отринувшего все мирское, душой как бы уже переселившегося в мир иной и потому способного внимать глаголам Божиим. А тут – помещик «в зипуне и мурмолке», «отставной штаб-ротмистр», «наш общий знакомый»… Нет, такое для богослова, «учителя Церкви» немыслимо. Тут что-то не так. Загадка…
А вот еще изумевающая загадка, которую нам преподносит уже Сам Господь.
В 1931 г. было решено ликвидировать кладбище Даниловского монастыря, а захоронения наиболее известных людей, в том числе и Хомякова – перенести на Новодевичье кладбище. Могила Хомякова была вскрыта и рабочие были поражены – полностью сохранился весь скелет, а кроме того, прекрасно сохранилась одежда – она почти не подверглась тлению. Фактически это были мощи. Власти решили об этом не распространяться, хотя свидетелей было достаточно, и перезахоронение произвели без огласки. Кстати, тогда же на Новодевичье кладбище были перезахоронены Гоголь, Языков, Аксаковы – теперь их могилы рядом.
Мощи – знак святости, хотя и далеко не достаточный (а на Афоне даже наоборот – это признак плохой жизни). И все же, так или иначе, Господь прославил своего раба. Разве не оправдываются этим вещие слова Самарина о Хомякове как учителе Церкви? А может быть, дело в праведной жизни этого замечательного человека? В любом случае, думается, что познакомиться поближе с жизнью и трудами раба Божия Алексия будет небезынтересно.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.