И.Глазунов. Белая ночь с Достоевским
Достоевский – почвенник. Он считает, что простой русский народ хоть и слаб в высокой христианской догматике, но сердечно он знает Христа лучше всяких богословов. Поэтому наш народ надо не учить, а учиться у него подлинному православию. В этом и состоит основная социальная мысль Достоевского:
«настоящее социальное слово несет в себе не кто иной, как народ наш, что в идее его, в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого»
Русский народ очень терпим и отзывчив и данная ему от Бога миссия – соединить все человечество во Христе. Об этом он ярко говорит в его знаменитой пушкинской речи: призвание русского человека в том, чтобы:
«в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону», ибо «ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено» (Дневник писателя, август 1880).
Кстати, Достоевский говорил, что «Не понимать русскому Пушкина, значит не иметь права называться русским» (Дневник писателя», 1877). Пушкин – этот главный славянофил России (к «Дневнику писателя», 1876-1877).
Бердяев, однако, считает, что почвенничество Достоевского противоречит его художественному творчеству. Он заметил, что в его романах совершенно нет простых русских людей, являющих почвеннические идеалы. Все персонажи Достоевского – люди со сложной, зачастую с неуравновешенной психикой, раскрывающиеся в экстремальных обстоятельствах. Это люди вовсе не укорененные в почве, а люди мятущиеся, постоянно срывающиеся, странники, являющие крайне противоположные в нравственном смысле свойства души – от адских глубин тяжких преступлений, до высокого самопожертвования.
Каждый человек несет в себе богоданную свободу, и именно она, а не социально обусловленные обстоятельства, определяют поступки человека в самых крайних ситуациях. И именно тогда выявляется стремление человека к добру (Богу) или ко злу (сатане). Эту мысль Достоевский долгое время упорно защищал, и только в последний период своей жизни он стал признавать за социальными условиями большее влияние.
В этом смысле очень показательно отношение великого писателя к социализму и революционерам. Достоевский всегда относился к этим явлениям очень отрицательно. Главным образом потому, что социалисты мелко берут – они своими лозунгами не могут внедриться глубоко в душу человека. А ведь именно там – в глубине души и совершается главная работа по выбору пути человека. Социалисты ж в принципе этого не могут – их агитация касается только материальной сферы, а потому скользит по поверхности. И отсюда, несмотря на то, что революционеры пламенно желают лучшего, они только наломают дров, зальют землю кровью, Вот несколько выписок из Достоевского:
«Социализм – это отчаяние когда-нибудь устроить человека. Они устраивают его деспотизмом и говорят, что это самая то и есть свобода. (1865-1866, подготовительные материалы к «Преступлению и наказанию»)
«Социализм состоит в том, чтоб, выйдя из под христианской цивилизации и для того разрушив ее, создать свою на основании отрицания небесного царства и ограничиваясь одним земным. Прямо антихрист». (1874, подготовительные материалы к «Подростку»)
«Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе, призывает науку и утверждает, что причиною всех бедствий человеческих одно – нищета, борьба за существование, «среда заела». (1876, письмо В.А. Алексееву)
«христианская правда, сохранившаяся в православии, выше социализма» (1875-1876, запись к «Дневнику писателя»).
«Коммунизм! нелепость!» (1876-1877, запись к «Дневнику писателя»)
«…социализм есть не только рабочий вопрос, или так называемого четвертого сословия, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без Бога, на для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю». («Братья Карамазовы», 1879-1880)
«Мыслят устроиться справедливо, но отвергнув Христа, кончат тем, что зальют мир кровью, ибо кровь зовет кровь, а извлекший меч мечом погибнет». («Братья Карамазовы», 1879-1880).
Как видим, везде попытка противопоставить христианство социальным преобразованиям. А нужно не противопоставлять, а объединять, синтезировать эти идеи. Синтез православия и социализма – вот подлинный путь, по которому должна пойти Россия. И в самом конце жизни Достоевский делает шаг в осуществлении этого синтеза.
Но об этом в следующем фрагменте.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.