Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Вариант, фрагмент
Преподобный Сергий был семи лет, когда родители отдали его учиться грамоте. С ним вместе учились и два брата его: старший Стефан и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей (так в миру звали преподобного Сергия) далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали, родители уговаривали, да и сам он, часто укрывшись от взоров людских где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу:
─ "Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту, научи Ты меня, Господи, просвети и вразуми!"
Но грамота все-таки ему не давалась. Видно, нужно было ему еще в детстве опытом научиться, что никакого успеха, никакого звания, никакой способности не должно приписывать себе, но единственно Богу, от Которого свыше сходит всякое даяние благое и всякий дар совершенный (Иак. 1; 17). Наконец, Бог услышал детскую молитву и даровал просимое.
В один день отец послал Варфоломея в поле искать коней. Там, под дубом, увидал он незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец стоял на молитве и проливал слезы. Отрок, поклонившись ему, отошел в сторону, как бы в ожидании. Окончив молитву, старец обратился к нему и спросил:
─ "Что тебе надобно, чадо?"
— "Я учусь грамоте, — отвечал Варфоломей, открывая ему свое сердечное горе, — и паче всего желала бы душа моя научиться читать Слово Божие, но никак не могу выучиться и очень печалюсь о том, помолись за меня Богу, отче святый, чтобы я мог понять учение книжное".
Умилился старец от таких речей малого отрока; он воздел руки, возвел очи на небо, воздохнул к Богу из глубины души и сотворил молитву, затем дал отроку часть просфоры на благословение и сказал:
─ "Сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания".
Со слезами радости принял святой отрок сей дар и вкусил от святого хлеба, а старец, сделав ему отеческое наставление, утешил его надеждой, примолвив:
─ "А о грамоте, чадо, не скорби: отныне Господь дарует тебе разумение книжное паче братии твоих и сверстников".
Радуясь душой и сердцем, что встретился с таким святым старцем, Варфоломей сладостно внимал его душеполезным наставлениям, а когда он хотел идти в путь свой, отрок пал к ногам его и стал звать его к родителям своим, сказав притом:
─ "Родители мои очень любят таких, как ты, отче!"
Старец согласился и, войдя в дом родителей Варфоломеевых, начал молитвословие часов, а отроку велел говорить псалом. Напрасно изумленный отрок отговаривался неумением, старец настоял, чтобы он говорил слово Божие без сомнения, и отрок, взяв от него благословение, начал читать правильно и внятно...
С той поры Варфоломей стал учиться столь успешно, что скоро опередил своих братьев и всех товарищей.
Грамота есть великий дар Божий, потому и пользоваться ею мы должны во славу Божию. Наши родители учили нас, принимаясь за азбуку, повторять молитву:
«Боже, в помощь мою вонми, и вразуми мя во учение сие».
Бог и вразумил нас, и мы научились чтению. Для чего? ─ Конечно, не для того, чтобы читать какие-нибудь смехотворные книжки, сказки да басни, — не для того, чтобы набивать голову небылицами, песнями да суеверными гаданьями по оракулам, а для того, главным образом, чтобы читать книги душеполезные, жития святых, писания святых Отец и паче всего — Слово Божие. Подумайте только, какое великое дело — читать Слово Божие. Блаженный Августин говорит об этом:
"В молитве мы беседуем с Богом, а в Священном Писании Сам Бог беседует с нами".
А какая великая польза от чтения Слово Божия! Святой Златоуст говорит, что
"…один взгляд на Святую Библию уже отнимает у нас охоту грешить".
В Слове Божием содержится учение о том, как и что делать, чтобы спастись. Только нужно понимать его так, как учит Святая Церковь православная, как толкуют его святые Отцы, как объясняют его пастыри церковные. Толковать по-своему Слово Божие — великий грех и опасное дело, которое может повести к погибели вечной. Поэтому, кроме Слова Божия, должно читать, как мы сказали, писания святых Отцев и учителей Церкви, а при случае попросить доброго совета у отца духовного.
Итак, Слово Божие указывает нам путь в Царство Небесное, а жития святых Божиих показывают, как действительно шли этим путем и спасались угодники Божии, как они на деле выполняли то, чему научились из Слова Божия. Значит, кроме Библии и писаний святоотеческих, весьма полезно для души читать Четии-Минеи и другие жития святых.
Наши предки особенно любили читать книги, в которых описываются хождения ко святым местам, как-то в старый Иерусалим, на Афон и в Царьград. И эти книги читать хорошо: прочтешь описание святого места — и на душе станет так отрадно, так приятно, будто ты там на самом деле побывал.
Полезно также почитать и такую книжку, в которой рассказывается, как жили люди в старину, откуда пошла Русская земля, кто в ней княжил и царствовал, каких добрых обычаев держались наши предки, и какие предания и порядки завещали они нам, чтобы жить по-Божьи, любить и почитать царя православного, служить ему верой и правдой, не срамить земли Русской бесчестными делами, а паче всего крепко держаться Православной Церкви Божией, нашей Матери, которая породила нас во Святом Крещении, сообщила нам Дары Святаго Духа в миропомазании, омывает грехи наши в Таинстве покаяния, питает нас Телом и Кровию Христовой во святом Причащении, благословляет семейное благополучие в таинстве брака, врачует наши немощи во святом елеосвящении и руководит к вечному спасению чрез своих пастырей. Вот, если в книгах писано об этом, то их можно читать во славу Божию. Не грешно, конечно, прочитать и такую книжку, в которой можно найти полезный совет или наставление в житейских делах.
Но есть книги, которых православному христианину должно всячески избегать; таковы упомянутые выше сказки и басни, разные смехотворные сочинения, оракулы, сонники и подобные душевредные книжки, к ним же должно причислить и сочинения разных безбожников, которые ни в Бога не веруют, ни царя не почитают, ни законов знать не хотят. Хотя бы такие книжки и даром кто давал, православный христианин читать их не станет, а бросит их прямо в огонь.
Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.