XIV часть Благотворительного Духовно-Просветительского Цикла
Возвращение на Родину
2013 2014
23 января, четверг
"Праведники нужны как солнце..."
К 110-летию со дня смерти А.П. Чехова
Фильм и встреча
с профессором Славянской Академии, доктором филологических наук Е.В.Степанян-Румянцевой
кандидатом филологических наук М.Л.Фёдоровым (ИМЛИ РАН)
кандидатом филологических наук Л.Ю.Сурововой
кинокритиком А.М.Шемякиным
и артистом театра П.Н.Фоменко Кириллом Пироговым
Автор и ведущая - певица, лауреат Пушкинской премии Лина Мкртчян
Начало в 18-30
Дом Кино Союза кинематографистов России, Белый Зал!!!
Ул. Васильевская д.13
Проезд до ст. м. «Белорусская» или «Маяковская» 7 мин. Пешком
Билеты распространяются:
В лавке храма Сретенского монастыря (8-495-628-78-54), Большая Лубянка д.17,
В церковной лавке Св.Кафедрального Богоявленского Собора (8-499-267-24-81), метро Бауманская,
В книжной лавке «Кириллица» (8-495-953-01-68), Черниговский пер.9/13, метро «Третьяковская»,
В часовне преп.Сергия Радонежского (8-495-671-03-72), метро «Римская»,
В книжной лавке и «Домике Арины Родионовны» храма Всех Святых, что в Красном Селе, 2-й Красносельский пер. д.5 стр.1, метро «Красносельская».
По субботам, воскресеньям и большие Праздники - в храме 9-ти мучеников Кизических (Большой Девятинский переулок, дом 15)
Подробная информация на радио «Радонеж» (612 кГц и 72,92 FM)
Наш сайт: www.vozvrashenielina.ru , e-mail: linavam@inbox.ru
Следующий вечер Цикла состоится в четверг 20 февраля
Дорогие мои! Наш цикл остро нуждается в помощи. Помогите! Контактный телефон Олега Ивановича перед Вами: 8(916)469-24-13. Пожалуйста отзовитесь, помогите нам!
Кланяюсь Вам всем до земли с благодарной любовью
Ваша Лина.
Елена Владимировна Степанян-Румянцева. Путь
кандидат филологических наук, профессор Государственной академии славянской культуры, редактор журнала «Русское искусство», член Международного общества Достоевского (IDS), член Союза писателей России, член Московского союза художников, член Ассоциации искусствоведов.
Родилась в г. Москве. Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1975), аспирантуру по кафедре истории зарубежных литератур. 18 лет преподает в столичных вузах, читая различные курсы по истории литературы – как зарубежной, так и отечественной классической. Параллельно с этим Е.В. Степанян-Румянцева постоянно работала в издательствах, научно-исследовательских институтах и печатных изданиях с искусствоведческой проблематикой. Так сформировался круг ее интересов как исследователя: это – взаимовлияние пластических искусств и литературы. Неслучайно ее труды последних пяти лет, посвященные творчеству Достоевского, Пастернака, Заболоцкого, касаются прежде всего изобразительного элемента в их наследии. Последние годы Е.В. Степанян-Румянцева посвятила написанию книги «Глазами текста», где собраны все ее труды, посвященные этой проблематике. Важнейшие влияния: Евангелие, русская провинция, Санкт-Петербург, русская литература (Пушкин, Тютчев, Достоевский, Чехов, Пастернак, Заболоцкий), итальянская культура, мировая классика, природа. Опубликовано большое количество статей в столичной прессе.
Максим Львович Фёдоров. Путь
кандидат филологических наук, доцент РАТИ, старший научный сотрудник ИМЛИ.
Я родился в Москве 3 июня 1977 года. Из главных впечатлений детства (к сожалению, только сегодня, спустя многие годы и многое растеряв, - это понимаю) особенно ценю ту необыкновенную атмосферу «лёгкого добра», которым была наполнена моя жизнь. Для домашних – это было естественно как дышать – заботиться о других, просто и легко делать добро. А ещё – свобода и отсутствие страха. Ребёнком я себя чувствовал только потому, что в доме было привычным любить и заботиться о тех, кто слабее – о детях и стариках. Вот меня и любили – да нет баловали – и, кажется научили любить. Сегодня, если и есть во мне что-нибудь ценное, так это чувство любви, основанное на жертвенной готовности помочь и окружить заботой и вниманием. Но куда мне с моей «маленькой » любовью до их – моих близких – «большой»! Из детства же и любовь к театру и кино, а ещё – к хорошей живописи. Повезло мне и со школой – научили читать. И в мою жизнь вошли очень разные, но в самом важном близкие и родные – Чехов и Гаршин. От Гаршина – (надеюсь) обострённая совестливость и чувство справедливости, от Чехова (знаю) – дисциплина мысли и спасительная ирония. От семьи и от Чехова интерес к медицине. Три года отданы ей – вдохновенно и самозабвенно. Думал, что стану врачом. Не стал. Зато почти осязательно понял величие Творца во всём: и в природе, и в человеке, в котором всё прекрасно – и душа, и мысли, и тело. Я пошёл учиться в Православный Университет святого Иоанна Богослова на историко-филологический факультет. Тогда он только создавался – преследовал высокую цель совместить светскую и церковные науки. Надеюсь, что научился многому – даже не столько наукам – сколько человеческому достоинству. А учиться было у кого – Н.И.Толстой. С каким величием и аристократической простотой читал он лекции. Я замирал и любовался им. Чувство было как у лилипута в стране Гулливера. Пир талантов – высота человеческая. А А.Ч.Козаржевский и его личные воспоминания о Патриархе Тихоне! И главный человек – М.В.Панов, замечательный лингвист. Рядом с ним, бок о бок прожито пять лет. С ним вместе в мою жизнь вошли Таиров и Коонен, Мейерхольд и Райх, великие старухи Малого, замечательная красавица Алла Тарасова и блистательная Вера Марецкая, Петров-Водкин и Хлебников, Малевич и Кандинский. Он научил ценить авангард и понимать его. А в аспирантуре была встреча с М.Л.Гаспаровым, и казалось, что пред тобой человек ренессансного масштаба. Это не метафора, его буквально мерить можно было лишь той – леонардовой – мерой. В тот период причудливым образом моя жизнь делилась на Анненского и Достоевского.Через язык, постигая духовную глубину поэтического слова Анненского, я писал диссертацию и одновременно работал в музее Достоевского, где была одна абсолютная ценность – люди. Они приходили туда, и многие оставались в моей жизни, на долгие годы стали моими друзьями. География этой дружбы обширная – Европа и Азия, Америка и Африка, несмотря на разницу языков, вер и обычаев. Объединяло одно – чувство восхищения друг другом, открытие в другом того, что задумал о нём Бог. А потом пришло телевидение – внешне суетное, но в основе своей много мне давшее.Почти четыре года я рассказывал о святых и праведниках, писателях и художниках, театрах и музеях. И были десятки встреч с людьми, с необыкновенными судьбами. Некоторое время назад открылся новый этап моего пути – работа с уникальными архивами в ИМЛИ и преподавание. Настал мой период, когда я понял, что Господь ждёт от меня открытого слова, внятного и лично прочувствованного и прожитого. Я стараюсь, а вокруг меня – студенты. И опять десятки душ, которыми невозможно не восхищаться.
Людмила Юрьевна Суровова. Путь.
Родилась в Москве. Еще с детских лет научилась образно мыслить, сочиняла стихи. Первые уроки литературы получила от родителей, в семье читали вслух по вечерам русскую классику. Поэтому, когда встал вопрос о том, где получать высшее образование, без долгих размышлений выбрала Литературный институт им. Горького. На это решение, несомненно, повлияли дружеские отношения родителей с писательской средой. Годы, проведенные в творческом вузе, помогли глубже проникнуть в саму природу писательского ремесла, научили смотреть на произведение не как на готовый результат, а как на процесс, в ходе которого, порой в муках, в долгих исканиях, рождается тот или иной шедевр. На последних курсах института состоялась очень важная встреча с Натальей Васильевной Корниенко, ставшей впоследствии научным руководителем, а потом непосредственным начальником. Она предложила сопоставить в диссертации произведения двух писателей: Андрея Платонова и Ивана Шмелева. Но последний был ближе по духу, роднее в силу своей истовой религиозности. Поступление в аспирантуру Института мировой литературы совпало с перенесением праха Шмелева на родину, в некрополь Донского монастыря. Одновременно прибыл в Москву, стараниями Российского фонда культуры, архив писателя. Соприкосновение с архивными материалами дало возможность написать диссертацию об истории создания главного произведения Шмелева «Лето Господне». Защита успешно прошла в мае 2004 г. А через несколько лет, благодаря издательскому проекту при Московском государственном университете, была написана монография, в полной мере раскрывающая долгую дорогу Шмелева к своей вершине – «Лету Господню». Эта монография может быть названа первой и пока единственной научной работой о творческом методе Шмелева и позволяет прочесть «Лето Господне» в контексте эпохи его создания. В 2008 году монография получила признание Российской академии наук и была награждена золотой медалью им. М.В. Ломоносова для молодых ученых. С декабря 2006 года на основе конкурса поступила на должность старшего научного сотрудника в Институт мировой литературы. В составе группы Собрания сочинений Андрея Платонова разбирала и систематизировала богатейший архив писателя. Под руководством Н.В. Корниенко публиковала документы архива, в том числе связанные с арестом сына Платонова. Являлась главным консультантом по научному описанию архива, как опытный архивист. На данный момент ведет текстологическую подготовку рассказов Платонова, написанных им между 1934 и 1941 годами, т.е. готовит 6-й том Собрания сочинений. Параллельно с основным заданием института не оставляет и любимое дело: популяризацию творческого наследия Ивана Шмелева. За статью, напечатанную в качестве предисловия к рассказам Шмелева для детей, удостоилась награды от Совета молодых ученых РАН. Неустанное и кропотливое изучение документов, связанных со Шмелевым и его окружением, помогли расширить сферу научных интересов и дали материал для ряда статей, которые были собраны в единое целое и вскоре увидят свет в рамках научных трудов Института мировой литературы. Состоит в нескольких писательских объединениях, член Союза писателей России, автор двух поэтических сборников и более 30 научных и научно-популярных статей.
Андрей Владимирович Шемякин. Путь.
Три фактора в моей жизни сыграли решающую роль. Во-первых, тот факт, что родился я в Вильнюсе, предельно обострил ощущение речевой окружающей среды, и породил желание её исследовать. До сих пор говорю лучше, чем пишу. Но этот же фактор породил относительную независимость от гипноза родимой речи, а, стало быть, и от убивающей ещё пропаганды. Во-вторых, тот факт, что я осиротел в 15 лет (т.е. лишился обоих родителей с разницей в месяц, о чём, среди прочего, рассказал в документальном фильме по своему сценарию "Отец в командировке", - режиссёр Виктория Лопач), помог понять и осмыслить их уроки не буквально-подражательно, а глубоко и серьезно, и этот процесс занял практически всю оставшуюся жизнь. Родители были химиками, я -гуманитарий, и этим всё сказано: стараюсь жить так, чтобы отцу не было бы за меня стыдно, но сфера приложения профессиональных сил - совершенно другая. Если можно сказать, что родители на меня повлияли, - пусть так и будет. Мне же кажется, что я веду с ними непрерывный диалог, пытаясь по-своему ответить на те вопросы, которые они себе задавали, и сами искали на них ответа. В-третьих, фактор времени, который на меня, безусловно, как раз повлиял. Это были 70-е, когда гуманитарные науки стали зоной свободного экзистенциального поиска. Думал, что выбрал профессию, а выбрал - судьбу. Вот на этом, если угодно, пути мне непрерывно везло на людей, и перечень тех, кому считаю себя обязанным в своём профессиональном становлении, очень велик. Назову нескольких. В школе это преподаватель английской литературы Нина Исааковна Синицына, она убедила меня играть в английском театре. На филфаке МГУ - это, прежде всего, мой главный учитель жизни - Владимир Николаевич Турбин, -он от всех своих учеников добивался, чтобы мы были самими собой. В то время социальной мимикрии это было трудно. далее - мои преподаватели:Константин Валерианович Цуринов, Ольга Александровна Смирницкая и Андрей Николаевич Горбунов учили основам гуманитарной культуры, Николай Максимович Пальцев был первым моим редактором и очень помог найти и выработать свой собственный стиль. Ну, а в американистике мои наставники, это, конечно, Майя Михайловна Коренева, Алексей Матвеевич Зверев и Ясен Николаевич Засурский. Что же касается кинокритики и киноведения (а я ушёл в кино в конце 70-х-как другие уходят в эмиграцию), то список учителей рискует не закончиться никогда, потому что в него уже давно входят режиссёры (включая документалистов), сценаристы, актёры. Словом, "путь", с одной стороны, достаточно типичен для нашего поколения детей безвременья, а с другой - ни на кого не похож. Поэтому, главное - выдержать, потому что новые, - во многом, очень продуктивные для меня времена, - жизни не упростили. А.Ш.
Сергей Станиславович Куняев. Путь.
Родился в 1957 году в Москве в семье известного русского советского поэта Станислава Куняева. В 1980 году закончил филологический факультет Московского государственного университета. Первые публикации относятся ещё ко времени учёбы, к 1978 году. Но первая сущностная литературоведческая работа - "Трагедия стихии и стихия трагедии", посвящённая драматической поэме Сергея Есенина "Пугачёв" - была опубликована в 1982 году в журнале "Литературная учёба". На протяжении многих лет литературная работа Сергея Куняева была органически сопряжена с кропотливыми архивными поисками, в процессе которых были найдены и опубликованы многие неизвестные ранее поэтические и прозаические произведения Николая Клюева, Пимена Карпова, Алексея Галина, что, безусловно, обогатило представление наших современников о творчестве поэтов "новокрестьян". В 1995 году Сергей Куняев совместно со Станиславом Куняевым завершил работу над биографией Сергея Есенина "Божья дудка", напечатанной сначала в "Нашем современнике", а потом отдельной книгой в серии "Жизнь замечательных людей”. В том же году в издательстве "Голос" вышла книга "Растерзанные тени", составленная из документов, найденных в архиве Комитета государственной безопасности и посвященная трагическим судьбам крестьянских поэтов и других людей, биографически связанных с Сергеем Есениным. На протяжении многих лет службы в издательстве "Современник", редакциях журналов "Москва" и "Наш современник" Сергей Куняев детально участвовал в живом литературном процессе, публикуя: статьи о творчестве Николая Тряпкина, Юрия Кузнецова, Виктора Астафьева, Веры Галактионовой, Владимира Крупина и других современных писателей. Две последние по времени книги Сергея Куняева - "Русский беркут" и “Жертвенная чаша” стали событием литературной жизни. Готовится к изданию в серии ЖЗЛ монография Сергея Станиславовича о судьбе и творчестве Николая Клюева.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.