переправа



Католичество как социально-ориентированная конфессия



Опубликовано: 7-12-2013, 12:07
Поделится материалом

Вера


Католичество как социально-ориентированная конфессия

 

Читателям предлагается новый цикл, посвященный католической социальной доктрине.

 

Если восточная Церковь более склонна к мистике и созерцанию, то для католичества более характерны учительство и деятельность. Поэтому не удивительно, что проблемы социально-экономического устроения у католиков оказались в зоне повышенного внимания. Можно даже утверждать, что католичество является социально-ориентированной конфессией. Особенно эта ориентированность  проявилась во второй половине XIX в., когда вышла энциклика Rerum novarum («Новые вещи»), папы Льва XIII, с которой теологи и ведут начало католической социальной доктрины

 

И в дальнейшем католическая социальная доктрина развивалась  благодаря папским энцикликам и также решениям II Ватиканского собора. Возник даже особый жанр социальной энциклики, в который свою лепту внесли многие папы: Пий XI, Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел II. Появился целый ряд книг и учебников по этой тематике. В общем, католическая социальная доктрина стала необходимым и достаточно важным элементом католичества. 

 

Социальная доктрина католичества – это некий взгляд на общество, призванный объяснить его с точки зрения христианской веры и дать нравственную оценку различным общественным институтам и явлениям. Она является частью богословия, обращенного к социуму и пытающегося дать ему теологическое обоснование. Теоретики социальной доктрины рассматривают ее как часть антропологии, т.е. учения о человеке.

 

Энциклика  Rerum novarum родилась не на пустом месте – она впитала в себя всю предшествующую католическую социальную мысль. Если проследить развитие социальной доктрины католиков с древнейших времен, то выясняется удивительная закономерность: ясно видны три периода, как бы три больших ступени, по которым католики спускались вниз.

 

Первая ступень – святоотеческое учение. Молодая западная Церковь, являвшаяся еще частью вселенской Церкви, искренно восприняла христианство и его подлинное учение о богатстве и бедности. Вплоть до конца XII века католичество исповедует личный христианский идеал в виде добровольной бедности и социальный идеал в форме общности имущества.  Правда в конце – уже только теоретически, поскольку появилось два негативных фактора. Первый -  накопление огромных богатств самой Церковью. Пусть они были «общественной собственностью», но принадлежа локальным церковным обществам, эти богатства все равно разлагали служителей Церкви и дискредитировали Ее в глазах мирян. И народ, до этого свято веривший церковному учению, уходит из под влияния Церкви. Уходит либо в еретические движения (но оставаясь верным христианским социальным идеалам), либо, оставаясь верным Церкви, но теряя идеалы общинной жизни и обращаясь к индивидуалистической погоне за богатством. В результате мир, сначала в портовых городах Италии, а затем и не только в них, вошел в эру капитализма  и стал воздействовать на Церковь, вынуждая Ее изменить столь ригористичные имущественные воззрения. И Католическая церковь в конце концов сдалась. Хотя следует отдать должное католикам – они сохраняли святоотеческое учение дольше православных.

 

Итак, католичество спустилось на вторую ступень, которая практически полностью соответствует тому, что мы назвали «общепринятой» доктриной. Этому сильно способствовал мудрый Фома Аквинский. Но не только он – у «общепринятой» доктрины быстро нашлось большое число сторонников. В новое время и вплоть до второй мировой войны она была непререкаемой. В форме «корпоративного» строя «общепринятая» доктрина  была включена в социальную доктрину католической церкви. Однако жизнь течет, мир яростно стремится к обладанию, и давно уже вместо Бога молится деньгам. И от Церкви мир требовал дать этим имущественным желаниям зеленую улицу. Тут то и выясняется компромиссный, противоречивый характер «общепринятой» доктрины. С одной стороны, она, провозглашая частную собственность в качестве незыблемой основы христианской жизни, оставляет питательную среду для всякого рода индивидуализма и любостяжательных страстей. А с другой стороны, требуя не привязываться к богатству, - разрушает механизм капиталистической гонки, поскольку успех в ней возможен только, если в это дело вкладывать всю душу. Получается ситуация с дырявым мешком: из него все равно, сколько не насыпай, мука высыпается, но постепенно. А потому «общепринятая» доктрина, бессильная с корнем вырвать любостяжание и стремление к обогащению, затрудняет работу капиталистических стимулов и тем самым замедляет развитие капитализма, в результате чего католические страны до недавнего времени проигрывали капиталистическое соревнование со странами протестантскими, где господствует не «общепринятая» доктрина, а «протестантская этика», не мешающая капиталистическим механизмам работать. При наличии параллельной социалистической системы, на которую волей-неволей должен был оглядываться западный капитализм, папы еще питали иллюзию, что их «корпоративная» теория может быть хотя бы отчасти реализована. Однако, после краха социалистического лагеря, эти иллюзии окончательно рассеялись.

 

И Иоанн Павел II, сам ярый антикоммунист, делает следующий шаг вниз, становясь на позицию полного приятия всех реалий современного капитализма. Эту позицию мы будем условно называть «протестантской этикой», поскольку она впервые возникла в протестантском мире. Конечно, Иоанн Павел II  не мог порвать с предыдущей «общепринятой» традицией – это был бы тяжелейший провал. А потому он в  энциклике Centessimus annus вводит оговорки и элементы критики капитализма. Однако, все принципы современного капитализма, включая глобализацию и «новый мировой порядок», католичество благословило.

 

Справедливости ради и здесь мы должны отметить, что католицизм упирался как мог. Но, пятясь как рак, он с каждым годом уступал и уступал сильнейшему напору мира, и наконец,  капитулировал и  скатился к «протестантской этике».

 

Католикам следует крепко задуматься над тем, не является ли это шествие вниз по ступеням спуском в преисподнюю? Впрочем,  этот спуск вниз является настолько поучительным, что заслуживает более подробного рассмотрения.

 

Николай Сомин

 

Метки к статье: Сомин, Католичество
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Католичество как социально-ориентированная конфессия"
Вячеслав Макарцев

9 декабря 2013 13:02

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Николай Владимирович! Вы пишите: "Хотя следует отдать должное католикам – они сохраняли святоотеческое учение дольше православных". Так-то оно так, но в жизни (в монастырской, в жизни крестьянских общин России) святоотеческое учение дольше сохранялось в православном мире. А если учитывать и советский период, где было отдано предпочтение общей собственности, то смело, на мой взгляд, можно говорить о том, что святоотеческое учение "общности имений" в прошлом веке в решающей степени изменило социальный облик государств, входящих в православный мир. И здесь нет ничего парадоксального, если прислушаться к Феликсу Карелину...
Имя:*
E-Mail:*