У нас открылся новый храм! В это ноябрьское воскресенье выдался солнечный день, и золотые церковные купола как-то особенно ласково и таинственно преломляли солнечные лучи. Вышел из машины, сделал несколько шагов по тропинке, ведущей к храму, и… потерял ощущение тяжести тела, будничных забот и всего что отвлекает от главного диалога с Богом Отцом, Вседержителем, Творцом небу и земли, видимым же всем и невидимым…
В церкви небесные золотые потоки света лились сверху на просветленные изнутри лица прихожан… Мощный небесный свет встречался с встречным скромным внутренним светом молящихся, которым удалось в воскресное утро принести в церковь для общения с Всевышним лучшие горние чаяния своих бессмертных душ. Красота иконостаса, одеяний священников, ангельские голоса поющих и преображенные фаворским светом лица! Это чудо! Смотрю на лица детей, юношей и девушек, женщин и мужчин, стариков и старух: все прекрасны!
Здесь собралось сегодня очень много самых разных людей. На улицах это бы имело название «массовое скопление народа», требующего для поддержания порядка отряда полицейских. Ни одного милиционера и охранника в нашем храме! Смешно даже представить себе. Зачем они нужны здесь? Здесь люди молятся, поют, поминают умерших, ставят свечки за здравие живым… Здесь они по-настоящему люди, поэтому не превращаются в толпу. Здесь каждый сам по себе и вместе со всеми другими: умершими и живыми. Здесь все братья и сестры во Христе, пусть и на короткий отрезок времени, но ведь каждый что-то светлое унесет и в следующие шесть дней будничной жизни. Но здесь и сейчас мы в Раю!
А вдруг?! У меня выступил на лбу холодный пот…
Я подумал: «А вдруг сейчас сюда ворвутся бесноватые распутные девицы с мешками на голове, с электрогитарами, с непристойными плясками и богохульными частушками?»
Сюда, сейчас, ворвутся и все прекратят! Что я буду делать? Как должен поступать христианин в таких случаях? Такие вопросы задают многие. А что надо делать по Евангелию, если кто-то вот так оскорбляет наши религиозные чувства?
Вопрос для меня лично, как для философа, очень трудный. Если бы я был просто богослов с кафедры или профессор, преподающий философию, то ответил бы легко. А я считаю себя философом, то есть я обязан всегда сам так поступать, как проповедую и жить согласно своему мировоззрению, даже если это грозит мне не только дискомфортом, но и ... Сократ выпил склянку с ядом. Пока же отвечу как бывший учитель средней школы: "В Евангелии нет готовых рецептов на все случаи жизни». Иван Ильин в своей прекрасной работе "Основы христианской культуры" об этом убедительно рассказывает. Виктор Аксючиц в своей замечательной книге "Под Сенью Креста» акцентирует внимание на то, что Христос, прощаясь с Апостолами, оставил Духа Святого Утешителя как источник богочеловеческого творчества. Если об это не помнить, то можно впасть в грех начетничества, фарисейства, книжничества. Но в Евангелии все-таки есть прямой ответ на твой вопрос, и именно он меня и мучит.
Однажды Христос вошел в храм, а там продают животных для языческого обряда жервоприношения…
«И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у менял рассыпал, а столы их опрокинул, говоря им : «Написано: «Дом Мой есть дом молитвы», а вы сделали его вертепом разбойников».
Смог бы я поступить так решительно, жестко, но без лишней жестокости? Вот они ворвались, установили аппаратуру, выскочили к алтарю… А я? Как настоящий христианин я должен сломать микрофоны и вытолкать незваных гостей, желающих осквернить дом молитвы! А что если бы я, зомбированный ежедневной пропагандой толерантности и нежеланием выходить зоны либерального благодушия, как толстовец стоял бы и слушал непристойности, возмущаясь, конечно, но в глубине души?! Но с другой стороны я мог бы сорваться и другую сторону. Один мой приятель, не пропускающий ни одной службы и причащающийся каждую неделю, сказал: «Я бы схватил одну из них и бил бы головой об пол, пока не убил бы или бы меня успели бы оттащить!». «Но это же страшный грех, ты бы мог стать душегубом», -- расстраиваюсь я. А он чуть не плачет: «Знаю. Но я не смог бы сдержаться! В том то и дело, что потом бы пришлось отвечать за свое безволие, но я бы не смог удержаться!
В храме Христа Спасителя не нашлось христиан решительных и сдержанных, которые бы не дали этому действию совершиться. Это плохо. Но и никто их не забил до смерти в иудейском порыве праведного гнева. Это хорошо. Плохо, что преступление было совершенно до конца, но не все, называющие себя православными и русскими, признали необходимость в привлечении преступниц к ответственности. Значительная часть священников и мирян присоединилась, к экзотической точке зрения диакона Кураева о необходимости приласкать «молодых женщин», напоить чаем и… простить, проявляя псевдомилосердие. Очень скоро выяснилось, что «молодые женщины» являются сознательными борцами с Церковью, с общественной моралью и элементарными правилами человеческого поведения. Настолько сознательными, что чаепитиями их к раскаянию не привести. А нормальное милосердие всегда следует за раскаянием! В 2004 году во время украинской оранжевой революции я задыхался от Пошлости, которая царила на майдане. Активистки Пуси Райт очень напоминали майданутых оранжистов. А когда их стали защищать и даже хвалить, казавшиеся прежде респектабельными люди… Ощущение дежавю укрепилось вместе с ощущением тошнотворной Пошлости, которая вступила в бой не только с культурой, но и с элементарными остатками цивилизации. Мои оппоненты, вполне разумные в других вопросах люди, вдруг заговорившие о христианском милосердии и жестокости этого судебного приговора, заявили, что за пошлость в лагеря не отправляют.
Когда пошлость ведет к экстремизму, который воплощается в преступление, тогда за пошлость человек уже несет двойную ответственность: во- первых, по статье преступления, во-вторых, во время судебного разбирательства оценивается личность преступника, чтобы решить вопрос о возможности смягчения наказания. Я полностью следил за судом над Пуси райт. И меня поразили три феномена:1. Насколько юридически безупречно проходило следствие и суд.2. Как трудно было участникам процесса найти смягчающие вину характеристики личностей преступниц, хотя было видно невооруженным взглядом, что дана команда на приговор по минимуму(максимум по данной статье --7лет).Преступницы своим вызывающим поведением мешали выполнить эту установку, а вместо раскаяния объявляли себя героинями. Их предыдущая деятельность тоже шокировала даже видавших виды ментов. 3. Судебный процесс, (идеально проведенный!) логически вел к самому суровому приговору и.... вдруг объявляется приговор такой, как будто имели место и раскаяние преступниц, и явно положительные оценки личностей, и большое количество смягчающих вину обстоятельств. И в итоге громкие вопли болотных бесов и "мировой" общественности о жестокости кровавого Путина, как будто не он отвел суд от логически вытекающего из дела приговора!
Я, конечно, напрасно подозреваю священников, мирян и даже чересчур светских людей, закидывающих медиа пространство текстами из Библии в обоснование необходимости избирательного милосердия именно к этим экстремисткам, что они люди ограниченные и ничего кроме Библии не читали. Среди них много вполне и всесторонне образованных людей. В чем же дело? Откуда такое торжество толстовства? Ведь по этой милосердной логике следовало бы закрыть все тюрьмы, отменить Уголовный кодекс, а всех предателей, хулиганов, насильников, воров и террористов воспитывать чаепитиями с ласковыми неназойливыми проповедями! Но не наблюдается, на самом деле, никакого торжества учения графа Толстого! Все идет своим чередом и тюрьмы наполняются регулярно… Почему-то именно этим «девушкам» кому-то захотелось все простить. Понять и простить. Трудная на первый взгляд загадка, необъяснимый психологический парадокс…
Но есть, как мне кажется, и разгадка, и она меня тревожит. Нужно спросить всех защитников Пуси райт: « Считаете ли вы, что эти «милые девушки» совершили реальное преступление?» И если они положат руку на сердце, то ответят: «Нет!!!» Не будем говорить о позиции «уважаемых» либералов-западников, которые объявили «девочек» героями, борцами за правду. Радио «Свобода» каждое утро восторженно рассказывает о всемирной поддержке мучениц, включенных в списки лучших мыслителей мира, награжденных многочисленными премиями. Они герои, потому что сказали правду о Путине и Патриархе Кирилле. Слава Богу эту «правду» дословно не повторяют, она непечатная, но другой «правды» им не нужно. А, место, где это провозглашено врагами России, признается как наиболее удачным. Если гадить, то, конечно, в православной церкви, лучшего места не найти. Меня это даже обнадеживает. Если наши враги опускаются до экстремизма, значит, нет за ними настоящей силы!
Но то враги России… Призывающим к милосердию к «молодым женщинам», не нравится выбранное место и манеры богохульниц, но смягчающим вину обстоятельством они считают «критику» Путина и Патриарха. «Критика» велась в оскорбительной форме? А в какой же форме еще можно говорить о людях, которые нам, ставшим им в оппозицию, не нравятся? То, что в сердцах многих моих братьев экстремизм, меня огорчает, значит, мы еще слабы, нет с нами еще настоящей силы! А вот Патриарх Всея Руси Кирилл своими действиями, своей всегда взвешенной и мудрой позицией вселяет надежду!
Виктор Жирнов Дорифор
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.