Могила Н.Н. Неплюева на Братском кладбище. Хут. Воздвиженск. Фото 1910-х годов
Уже перед поездкой в Петербург по поводу организации Всероссийского Братства Неплюев вдруг почувствовал, что его миссия в этом мире закончена. И действительно, в Петербурге Неплюев тяжело заболевает инфлуенцой (гриппом), и в конце декабря 1907 г. совершенно больной возвращается в Воздвиженское. По приезде он сразу говорит братчикам, что дни его сочтены, но все Братство денно и нощно молится за него. Неплюев часто причащается, в день смерти его соборуют. 21 января 1908 г., под неутешные рыдания всего Братства, Неплюев умирает. На похороны приезжает делегация из МДА. Целый венок скорбных стихотворений. Масса надгробных речей. Вот несколько выдержек из них: «умер великий мировой деятель»; «редкостнейшая для нашего времени гармония жизни и учения»; «необыкновенная цельность характера и ясность миросозерцания (…) я никогда не могла подметить в нем ни малейшего раздвоения, ни тени какого-либо компромисса». Все понимают, что эта потеря для Братства невосполнима. Гроб хоронят на местном Воздвиженском кладбище, и до сих пор на могиле Неплюева высится православный крест.
Иногда в литературе глухо упоминается, что неплюевский эксперимент оказался неудачным и Братство распалось. Это не так. После смерти Неплюева Блюстителем Братства была избрана его сестра – Мария Николаевна Уманец, и она сумела повести корабль Братства дальше. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 г. братское имение было удостоено большой золотой медали. По данным черниговского историка В.В. Ткаченко в 1912 г. Братство приобрело 20000 десятин леса в Пермской губернии, открыло свой филиал и наладило переработку леса. В 1914 г. работали обе с/х школы Братства, причем их уровень намного превосходил другие школы Черниговской губ.. Во время первой мировой войны Братство посылало на фронт вещевые посылки. В 1917 г. братский духовник о. Александр Секундов был выбран членом Всероссийского Поместного Собора от духовенства Черниговской епархии и выступал на Соборе с сообщением.
Революция заставила Братство приспосабливаться к новым условиям. В 1919 г. Братство переименовывается в коммуну, но продолжает развиваться. Журналист, побывавший в Воздвиженской коммуне осенью 1922 г. поражен увиденным: высочайшая агрокультура, собственная электростанция, огромный сад из лучших сортов фруктов, кирпичный завод, телефонная сеть, великолепно поставленный животноводческий комплекс, по прежнему работают две земледельческие и одна подготовительная школы. Автор пишет: «И без того всякому, кто хоть сколько-нибудь знаком с сельским хозяйством, должно быть до очевидности ясно, что других таких сельскохозяйственных крестьянских коллективов нет не только в Черниговской губернии, но и во всей России». Но из той же статьи видно, что члены коммуны ведут глухую, но отчаянную борьбу с властями: их мучают «бесконечные комиссии», «Как угорелые, члены совета мечутся по всяким приемным волостных, уездных губернских коллегий и подколлегий, обивают пороги всяких «нач» и «зам»-ов, изводят горы бумаг на всякие ответы и жалобы по поводу явно издевательских, головотяпских решений какого-нибудь земоргановского несмышленыша».
Трудности нарастают. В 1923 г. Братство стало с/х артелью, неплюевские школы были преобразованы в советские, а сестер Неплюева Марию и Ольгу братчики вынуждены были исключить из артели как бывших помещиц.
Осенью 1924 г. несколько раз приезжал в Воздвиженскую с/х артель священномученик епископ Дамаскин (Цедрик), причем он останавливался у свящ. А. Секундова. Владыка участвовал в богослужениях и молитвенных собраниях, произносил проповеди, разговаривал с взрослыми и детьми. Несколько раз высказывался против Советской власти. Детям говорил, чтобы они слушались «маму Маню». Судя по тому, что упоминалась Семья ап. Андрея, неплюевские принципы устроения братчики сумели сохранить. По отзывам, еп. Дамаскину очень понравилась жизнь общины. Отметим, что о. Александр Секундов был хорошо знаком Патриарху Тихону и получил от него три награды. Отсюда видно, что Патриарх Тихон был в курсе дел неплюевской общины.
В октябре 1925 г. в Глухове начала работу Выездная сессия Верховного Суда Украины по обвинению братчиков в контрреволюции. 29 октября 1925 г. был вынесен приговор. Члены Братства Цвелодуб, Ключко, Бурдукало были приговорены к расстрелу, но «учитывая укрепление Советской власти, приговор заменён 10-ю годами заключения со строгой изоляцией и конфискацией имущества», а также после отбытия срока «поражались в правах» на 5 лет. Петрукову дали 8 лет, Бессмертному 5 лет, причем оба также поражались в правах на 5 лет. Овчаренко и Павлов получили 2 года заключения и 3.5 поражения в правах. Наконец, о. Александру Секундову (не признанным виновными в контрреволюционной деятельности) дали 1 год ссылки. Всем 8-ми осуждённым после отбытия всех наказаний запрещалось проживать в Глуховской округе 3,5 года. Дальнейший путь о. Александра оказался крестным: в конце 1937 г. (или в первых числах 1938 г.) он был расстрелян.
В 1929 г. на Украине началась коллективизация, артель была «преобразована» в колхоз, а вчерашние братчики были поголовно выселены из Воздвиженска. Незадолго до ликвидации, Воздвиженская артель (переименованная в «с/х артель им. Октябрьской революции») состояла из 530 членов и имела 1748 га обобществленной земли. Имелось полеводство на 1000 га с использованием новейших сельскохозяйственных машин, в том числе – 7 тракторов, луговодство на 160 га, животноводство (стадо крупного рогатого скота на 130 голов, 100 лошадей, 40 свиноматок), садоводство с питомниками на 87 га, лесное хозяйство на 329 га с питомниками и восстановлением выработок, пчеловодство на 50 ульев, лесопильный завод, кирпичный завод с производительностью в 25 тыс. штук в день, мельница, торфоразработки, виноделие фруктовое и ягодное, переработка продуктов животноводства, мастерские - кузнечно-слесарная, плотницкая, столярная, сапожная, построенная в годы революции электростанция (освещение и 12 электромоторов). Кроме того, Братство содержало гостиницу, общественные столовые, детский сад, ясли, клуб. Как видно, несмотря на гонения и тяжелейшие годы революции, Братство в основном сохранило и даже приумножило свое хозяйство.
Если начинать историю Братства с организации первой школы, то оно просуществовало 49 лет. Срок хотя и огромный (учитывая столь неблагоприятные условия существования), но, казалось бы, все-таки неудача: и христианские и коммунитарные традиции Братства не получили продолжения. Однако интересно, что образовательный потенциал Братства дал свои плоды: многие потомки братчиков стали известными учеными, композиторами, художниками, историками, среди которых есть лауреаты Государственной премии и Герои Социалистического труда. Да и само Братство не забыто: с благословения митрополита Владимира (Сабодана) в селе Воздвиженское (ныне Сумской обл.) установлен памятный монумент Неплюеву. Там же существует музей «Трудовое братство Н.Н. Неплюева», и несколько энтузиастов-историков пытаются возродить из небытия этот уникальный, ни с чем не сравнимый феномен православного христианского социализма.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.