Неплюев, отдавая все силы Братству, однако внимательно вглядывался в современное ему общество, понимал его недостатки и не боялся говорить о них. Главный грех общества Неплюев видит в том, что оно, на словах исповедуя Христа, не следует Его заветам. Причем, Неплюев не возлагал ответственность на кого-то одного. «Повинны мы в этом все без исключения» – писал он. И помещики, и интеллигенция и власть, и простой народ, и духовенство. Такой настрой общества, по мнению Неплюева «становится национальным преступлением, за которое мы неизбежно и понесем заслуженное наказание…если не покаемся и не сотворим плодов, достойных покаяния". Это еще одно пророчество Неплюева, пророчество сбывшееся в период большевистской власти.
Еще одно пророчество Неплюева начинает сбываться только сейчас. Он писал: «Необходимо понять, что никакие частичные реформы в области жизни социальной не помогут, пока мы цельно не сойдем с анти-христианской, анти-братской почвы капитализма, с его неизбежной экономической борьбой, на мирную почву христианского братского единства». Ныне мы видим, что эта антихристианская сущность капитализма проявляет себя открыто и нагло.
Подводя черту под философскими воззрениями Неплюева, необходимо их оценить в контексте русской религиозной философии. Неплюев – выдающийся представитель русской религиозной мысли. Его можно смело поставить в один ряд с такими русскими философами, как А.С. Хомяков, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк. Нужно отметить, что социальная тема, развиваемая в рамках религиозной философии, была типичной для русской мысли. Творчество Неплюева вполне вписывается в это русло. Но Неплюев пошел в этом направлении дальше любого русского философа. Более того, как представляется, его идеи далеко обогнали свое время и в силу этого оказались невостребованными не только его современниками, но и наше время. Так в чем же оригинальность Неплюева как социального мыслителя?
Прежде всего, у него социальные идеи вырастают из глубоко воспринятого христианства. Если у церковных деятелей социальная тема практически отсутствует, а русские религиозные философы часто обвинялись в еретических воззрениях, то Неплюев удачно сочетает социальную мысль со строго православно-церковным мировоззрением. Конечно, любовь как первая ценность христианской жизни, признавалась всеми философами. Но никто из них не столь явно не выразил мысль о любви как социообразующей силе, как Неплюев.
Далее, если другие наши философы крайне смутно представляли себе контуры христианского общества, то у Неплюева тут неясностей нет. И Братство свое он строит не на ощупь, а вполне сознательно, как бы видя перед собой некий идеальный его образ. Особенность этого видения – смелое водружение во главу угла общности имуществ. Именно оно является созидателем и гарантом братства.
Наконец, если другие наши философы только грезили и обдумывали, то Неплюев строил. Тут уже надо его сопоставлять с «утопистами», замышлявшими проекты христианских коммун. И надо сказать, что и среди них Неплюев выделяется, тем, что его «утопия» удалась, осуществилась. Вопреки, казалось бы совершенно неподходящей социальной ситуации.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.