Н.Н. Неплюев и братчики на крыльце дома Неплюева
По Неплюеву, любовь должна быть поддержана внешними формами, которые он берет из Нового Завета. Так, обосновывая введение в своем Братстве коммунистических принципов общежития, Неплюев пишет: "Мне нечего было продумывать форму жизни, - пишет Неплюев, - наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви". Отметим, что апостолами была введена не только общая собственность, но и равное распределение благ. Неплюев очень строго соблюдал этот принцип, считая его основой жизни Братства, хотя сами братчики не раз пытались его разрушить, требуя ввести дифференцированную оплату труда.
Отношение Неплюева к социализму было отрицательным (о чем свидетельствует, например, В.И. Экземплярский), но отрицательным именно к господствовавшему в то время атеистическому социализму, стремящемуся превратиться в государственный. Неплюев замечает: "без дисциплины любви, единственной гарантией личной свободы и является именно собственность, и что государственный социализм, если его когда-нибудь осуществит социальная революция, был бы худшим из всех видов рабства, который когда-либо испытывало человечество". Однако о христианском социализме, даже в его европейском обличьи, он отзывается с большим уважением.
С революционным движением Неплюеву пришлось познакомиться непосредственно: в 1905 г. крестьяне окрестных деревень пытались разграбить угодья Братства. Этот опыт заставил его сделать такое пророчество: «При таких обстоятельствах, я очень склонен считать социальную революцию неизбежной в самом ближайшем будущем».
О крестьянской общине Неплюев судит очень глубоко. С одной стороны, он против разрушения общины, ибо она является единственным гарантом от поголовного обнищания крестьян. Однако, с другой стороны Неплюев видит современное ему немощное состояние общины: она утратила подлинную общинность, перестала быть дружной экономической и духовной семьей. «Жизнь на лоне этой общины, – пишет Неплюев, – представляет истинный духовный и экономический хаос (...) В этом аду живут с самой колыбели, привыкая и считая это явление нормальным, неизбежной судьбою, более того, совсем не считая этот ад за ад", и добавляет: "я ничего не преувеличиваю". Неплюев считает, что спасти идею общины может только ее глубокая реорганизация, когда на месте существующих общин возникнут подлинно христианские Трудовые Браства, подобные Крестовоздвиженскому Братству.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.