переправа



Монастыри и монашество



Опубликовано: 16-07-2013, 11:27
Поделится материалом

Вера


Монастыри и монашество

Киев. Печерский монастырь и княжеская усадьба Берестово. XII в.  Реконструкция Г.Н.Логвина.

 

Великий подвиг распространения христианства и созидания русской церкви уже Х1-Х11 вв. был заслугой, прежде всего, русских князей, духовенства, и особенно монашества. Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Иларион[1] писал, что уже при Владимире Святом «монастыреве на горах сташа, черноризьцы явишася». На горах — это в Киеве.

 

Одним из наиболее ранних был Печерский монастырь под Киевом, основанный монахом Антонием, выходцем из состоятельных, возможно, боярских кругов. Монастырь возник первоначально в пещере, потом получил от князя часть земли княжеского села — «гору» над пещерой, а потом и другие земли, волости и села. При монастыре было построено особое богоугодное заведение с церковью, инвалидный дом, на содержание которого выделялась десятина со всех монастырских доходов. Помощь «сирым и убогим» с самого начала была одной из важнейших сторон деятельности православных монастырей и церквей.

 

В первые два века христианской жизни Руси наибольшее количество монастырей встречается в центральной части тогдашней Русской земли. Всего усерднее обзаводятся мо­настырями старейшие центры — Киев и Новгород. Так, до конца XII в. в Киеве было известно 15, а в Новгороде — до 20 монастырей. До XIV в. обители, в основном, строились в городах или в их ближайшем окружении, а позднее стали строиться в пустынной, незаселенной местности. Городские и подгородные монастыри назывались «мирскими», так как братия жила для религиозных нужд «мира», в ежедневном с ним общении.

 

Пустынные монастыри основывались людьми, отрекшимися от мира. Таков был Сергий Радонежский, которого В.О. Ключевский называл «великим устроителем монасты­рей». В 40-х годах XIV в. им был основан Свято-Троицкий Сергиев монастырь[2].

 

В то время, как одни иноки устраивали монастыри в городах, другие в поисках «безмолвия» шли все дальше, в лесные дебри Северной Руси.

 

С конца Х1 в. северные земли – вологодские, устюжские, белозерские – испытывают сильное влияние православной духовности и культуры. В Белозерье первый монастырь – Усть-Шехонский – был основан в 1251 г. князем Глебом Васильковичем. Им же основан и легендарный монастырь на каменном острове Кубенского озера (Спас-на-Камне). В 90-е годы XIV в. в вологодские леса отправился последователь Сергия Радонежского, монах московского Симонова монастыря преподобный Кирилл со своим другом и сподвижником Ферапонтом. В дремучих лесах между Ярославлем и Вологдой инок Сильвестр, тоже ученик Сергия, основал на реке Обноре Воскресенс­кий монастырь. На реке Шексне троицкие иноки Афанасий и Феодосий устроили Воскресенский и Череповецкий монастыри. На Забайкалье распространилась миссионерская деятельность Спасо-Преображенского посольского монастыря, главной целью его являлась просветительская работа среди бурят, монголов и тунгусов.

 

Монахи, которые воздвигали монастыри, были людьми необычайно твердого закала. Они готовы были терпеть любые лишения, преодолевать громадные расстояния, месяцами, годами блуждать по лесам и болотам в поисках «богоугодного» места.

 

Весь лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение громадных земельных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью. Епископ Стефан Пермский проповедовал на Северной Двине среди народов коми, для которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на островах Ладожского озера и проповедовали среди карельских племен. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя лопарей и создал для них азбуку. Появлялись и многие другие монастыри. И во всех проводилась большая просветительская дея­тельность, велась огромная работа с книгой, развивались самобытные школы иконописи, фрески, золотошвейное и другие ремесла.

 

Монастыри и монашество
Иосифо - Волоцкий монастырь. село Теряево, Московская область

 

В 1479 г. Иосифом Волоцким был основан «идеальный монастырь» — Иосифо-Волоцкий (Волоколамский). Дельным и дальновидным хозяином проявил себя игумен. Монастырским крестьянам жилось неплохо, хотя Иосиф был сторонником жестокого закрепощения крестьян. В год неурожая монастырь кормил из своих запа­сов сотни и тысячи людей. Когда запасы кончились, Иосиф влез в долги, но закупил еще хлеба. Матери в тот год оставляли гибнувших от голода детей у монастырских ворот. Игумен организовал для них нечто вроде приюта. Многие так и остались в монастыре, выросли в нем, приняли постриг.

 

В монастыре был построен каменный храм, расписанный Дионисием. Иосиф Волоцкий, блестящий писатель, публицист — проповедник, высоко ценил образование и способствовал распространению грамотности и письменной литературы. При монастыре было организовано училище — большая редкость для того времени. Он понимал и ценил искусство, в монастыре было несколько десятков икон кисти Андрея Рублева и Дионисия.

 

Иконы и росписи Андрея Рублева есть в нескольких соборах и монастырях: в Благовещенском соборе Московского кремля, Успенском соборе во Владимире и др. Имя его тесно связано с именем Сергия Радонежского, который был его духовным учителем, а жизнь – с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. В житии преподобного Сергия сказано: «Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честные имея». Из какой семьи был Андрей, точно не известно, но в истории он остался со своей фамилией, что в монашестве было возможно только для выходцев из высших слоев. Время оставило слишком мало сведений о жизни Андрея Рублева, затерялось и место его погребения в московском Спасо-Андрониковом монастыре, где жил изограф в последние годы. Но доподлинно известно, что «старец именем Андрей-иконописец чудными своими руками украсиша Спасский собор монастыря» (Пахомий Логофет). Иконы рублевского письма сохранились и находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Но над всеми работами, как на пьедестале, стоит неподвластная времени великолепная «Троица», главная храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

 

Задание учащимся: Вспомните, на какой библейский сюжет написана «Троица». Всмотритесь в репродукцию иконы и подумайте, как, какими изобразительными средствами этот сюжет воплощен в иконе, считающейся вершиной его русского истолкования.

 

Монастыри на Руси были не только культурно-просвети­тельскими центрами, но и музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства, и библиотеками с поразительными по ценности фондами рукописей и редких книг.

 

Один из главных источников пополнения монастырских богатств — вклады. Их делали по разным поводам: победа, одержанная над врагом, моление о рождении наследника, торжественное восшествие на престол. Следуя старому русскому обычаю, вклады часто делали и просто «на помин души». Так, Борис Годунов после венчания на царство подарил Троице-Сергиеву монастырю новый драгоценный оклад на икону Троицы. Доставили этот подарок вместе с огромным колоколом, который везли на полозьях три с половиной тысячи человек.

 

Монастыри и монашество

Алексеев Федор Яковлевич. Троице-Сергиева лавра 1800 

 

В монастыри приносили произведения искусства и ради их сбережения. Например, фамильные иконы. Многие замечательные произведения искусства создавались и непосредственно за монастырскими стенами. Например, в Соловецком монастыре была создана своя иконописная школа (палата). Простым иконописцем в такой палате начинал и будущий патриарх Никон. А игумен Досифей собрал здесь уникальную библиотеку, сам писал книги, жития, редактировал рукописи.

 

Монастырь нужен был городу и селу не только как щит от врага, но и как важный элемент всей тогдашней русской жизни. Город не мыслился без монастыря. Количество монастырей было прямо пропорционально размерам и значению города. Монастырь — это и приют для обездоленных, и «ссудная касса», и надежная кладовая всякого рода запасов, и школа для неграмотных, и благопристойное «богомолье», и привилегированное кладбище. Наконец, согласно представлениям той эпохи, монастыри, как и церкви, служили лучшим украшением города и села.

 

Этот религиозно-эстетический взгляд на обители заметен уже в «Слове о погибели Русской земли». «Светло светлая» земля Русская украшена «винограды обительными, дома церковными». Еще отчетливее летописец выразился в летописи Псково-Печерского монастыря: «Сия же земля прежде пуста бяше таковыя благодати, ныне же красится сим святым местом». Монастырь «светло сияет, яко светило во все концы».

 

Задание учащимся: Подготовьте рассказ об одном из монастырей. Как оценивать деятельность монастырей — как центры крепостничества? Как центры милосердия, культуры, грамотности? Как центры, способствующие духовному возрождению России? Подумайте.


 

СВЕТИЛЬНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

 

Христианство с первых веков своего существования тщательно собирало факты, повествующие о жизни святых и мучеников. С древних времен сохранились мученические Акты, рассказывающие о подвигах мучеников. Церковные службы полны песнопений, в которых напоминается о подвигах святых. Неоднократно предпринимались попытки создания полного свода Житий.

 

На Руси подобную попытку предпринял Нил Сорский в конце XV — начале XVI в. Его перу принадлежит «Соборник», который включал в себя жития как византийских, так и русских святых. В середине XVI в. кружок московских книжников под руководством митрополита Московского и всея Руси Макария собрал жития христианских святых в двенадцати томах — Великие Четьи — Минеи. В конце XVIII в. подобный труд предпринимает святитель Димитрий Ростовский, создавший на основе Великих Четьи — Миней «Книгу житий святых», которая охватывала весь годовой богослужебный круг.

 

Жития святых — это рассказ о жизни святых и их посмертных заботах о людях, чудесах, покровительстве верующим. Рассказ о жизни сопровождался текстами служб святому. Чтения житий святых входило в состав богослужений, монастырского распорядка жизни, обихода благочестивого человека. Святой — это идеал человека, и поведение святого было примером для подражания. Однако народ не может жить каким-то одним идеалом и, очевидно, потому среди святых Древней Руси — рядовые монахи, основатели монастырей, и крупных, и малоизвестных, церковные иерархи, князья-военачальники, князья-мученики за веру, просветители народов, окружавших Русь, княгини, дети-мученики, юродивые.

 

Александр Невский святой, но не только потому, что он как полководец ограждал православную веру, но и по той схиме, которую он принял перед смертью. И не случайно, пишет Д.С. Лихачев, на старых иконах он изображается не в одеянии воина, а именно схимником.

 

Одной из заповедей святых подвижников был завет крепко стоять за веру отцов и за свое Отечество, свято нести великое звание русского человека.

 

В жилах великой княгини Анны (Ирины) текла скандинавская кровь, ибо по происхождению своему она была дочерью шведского короля. Однако, выйдя замуж за великого Киевского князя Ярослава Мудрого и приняв имя Ирины, она всей душой восприняла Россию как свою родину. Ее происхождением пытались воспользоваться норвежцы, склоняя великую княгиню быть посредницей между ними и русичами, но она предупредила, что будет защищать интересы мужа. Семь сыновей и трех дочерей воспитала для России великая княгиня, и все они стали ревностными защитниками Православия. Старший сын, князь Владимир Новгородский, как и мать, причислен Церковью к лику святых. В Киеве местно чтилась память и трех других ее сыновей: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского.

 

В Киеве великая княгиня основала первый женский монастырь во имя святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, сама управляла им. Перед смертью она приняла постриг с именем Анны.

 

Эпохой наивысшего подъема святости на Руси являлся конец XIV и весь XV в. Среди особо почитаемых святых — Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобный Дионисий Глушицкий и другие. Вот что рассказано о начале трудов и хождений преподобного Дионисия Глушицкого в его житии, написанном иноком Глушицкого Покровского монастыря спустя 58 лет после кончины преподобного. Это одно из «превосходных» (В.О. Ключевский) житий. «И начал преподобный совершать подвиги, изнуряя свое тело постом и трудами, хлеб принимая единожды в день, и воду пия помалу. И по тому узнали люди о его величии, и стали все его восхвалять. Он же, ненавидя славу от людей, почитал ее за грех и стыд, и возымел желание бежать от славы, предпочтя работать Богу в пустыни... В посте, молитвах и смирении преподобный отец наш Дионисий воспринял помышление создать... монастырь».

 

Монастыри и монашество
Тарас Шевченко. Почаевская Лавра. 1846

 

Святые подвизались на разных поприщах, и их объединяла деятельная вера и глубокая аскеза[3].

 

Одним из подвигов святости были хозяйственные и военные заботы. Вспомним Сергия Радонежского. Когда великому князю московскому Дмитрию необходимо было ополчение, чтобы противостоять Мамаю, Сергий благословил его и дал ему двух схимников[4] Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что участие в обороне Русской Земли — святое дело, разрешаемое даже для монахов.

 

Вспомним в связи с этим и смутное время начала XVII в. Святейший патриарх Гермоген после пленения поляками и насильственного пострига в иноки Василия Шуйского остался в России единственным вождем, имеющим законную власть. Посему он и возглавил борьбу с поляками, оккупировавшими Москву, справедливо рассудив, что в минуту кровавой опасности он, не осквернив священный сан, вправе призвать вверенную ему паству к оружию. Его послания ко всем русским людям с призывом идти к Москве доставлялись в разные города, в полки к боярам и казакам. Одно из них, в январе 1611 г. достигшее Нижнего Новгорода, вызвало к жизни знаменитое народное ополчение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского.

 

Каждая эпоха являет нам свои образцы, каждое время богато своими подвигами святости. Нил Сорский — один из плеяды русских святых.

 

Будущий преподобный Нил Сорский родился в Москве около 1433 г. По некоторым сведениям, его отец принадлежал к высшей служивой знати. В молодости Нил был выучен грамоте и служил в столице скорописцем или подьячим в суде как судейский секретарь. Но службу земным владыкам он оставил, предпочтя служить только Владыке Небесному.

 

Постригся в монахи Нил Сорский в Кирилло-Белозерском монастыре. Жил при этом монастыре. Будучи старцем, со своим учеником совершил паломничество на Балканы, Афон и окрестности Царьграда. Здесь знакомились они с жизнью греческих монахов-созерцателей.

 

Вернувшись на Русь, Нил не стал жить в слишком суетном Белозерском монастыре, а поселился среди глухого, болотистого леса, на берегу речки Соры. Был с ним его ученик Иннокентий, а вскоре стали приходить и другие, искавшие его духовного руководства, монахи. Так собралось несколько человек, и образовался скит.

 

Организуя жизнь в своем скиту, преподобный Нил использовал опыт, приобретенный во время путешествия. Встречаться обитателям скита полагалось два раза в неделю, собираясь в церковь для всенощной в среду вечером и по воскресениям. Братия скита должна была жить в избушках-кельях по одному. Лес рубить на территории скита запрещалось, чтобы из одной кельи было видно не более одной. Расстояние между ними не должно было быть достаточно значительным, чтобы иноки слышали, что происходит у соседа. В кельях и в церкви нельзя было держать ничего, кроме икон, книг и самого необходимого, скромного, используемого каждый день. Слуг и скота не держали — это было запрещено. Питаться монахи должны от трудов своих, трудом же могли заниматься только таким, чтобы не покидать своей кельи. Милостыню преподобный Нил разрешал принимать лишь в крайних случаях и только умеренную. Помогать в беде другим монахи его скита должны были не материальными благами, а богатством духовным, ибо нестяжание, считал преподобный Нил, выше материальных подаяний. В своих писаниях преподобный осуждал тогдашние монастыри, которые стремились к приобретению сел и стяжанию богатства.

 

В скит принимали лишь грамотных людей. Эта традиция сохранялась в его скиту на протяжении веков. Путь борьбы за исправление пороков общества, даже монашеского, был чужд преподобному Нилу. К земному светлому будущему он не устремлялся ни сердцем, ни духом. Своим ученикам он советовал просто удаляться от тех, кто мыслит по-мирскому и озабочен приумножением богатства. Только Бог может исправить подобных людей. А исправиться каждому жаждущему помогут Божественные Писания и предания святых отцов. Для этого-то и нужна монахам грамотность.

 

Самое большое сочинение, написанное преподобным Нилом Сорским, — это так называемый «Устав», где речь идет о внутренней жизни подвижника, который молитвой, трудом и книгой побеждает «страсти»[5] и добивается того, чтобы в сердце царил покой, а ум «молчал мыслью». Сам Нил Сорский прошел школу молитвенного «безмолвия» на Афоне и в посланиях своим ученикам не уставал напоминать им о главных, делах подвижника: поучаться, читая Божественные Послания, учиться рукоделию и возлюбить безмолвие.

 

 

Монастыри и монашество

 

Слава преподобного Нила распространилась еще при его жизни далеко за пределы лесного Заволжья. Известно, что великий князь Московский относился к нему с большим почтением.

 

В 80-90-х гг. XV в. Нил Сорский составил, отредактировал и собственноручно переписал трехтомный «Соборник» — собрание переведенных с греческого языка житий святых. Этот труд Нил Сорский считал плодом покаяния.

 

В жизни святых поражает то, что, посвятив себя с молодых лет служению Богу, они и в преклонных годах считали себя недостойными милости Божией. Так, святой Нил говорит о себе: «Бога Преблагого прогневал я злыми моими делами, словами и мыслями, умиления же и слез не стяжал, чтобы оплакать и смыть скверну моих грехов».

 

 

Задание учащимся: В чем и как проявлялась сила духа и сила веры монаха? Не притушил ли ХХ, ХХ1 век свечу христианского, православного подвига веры?

 

СЛОВАРЬ

 

1. Ересь — различие во мнениях об основных догматах веры; раскол или отщепенство, отступничество.

 

2. Инок — монах, чернец, черноризец; отшельник, пустыножитель.

 

3. Клирик — всякий священно- и церковнослужитель.

 

4. Митрополит — высший духовный сан в России.

 

5. Пантеон — место (храм или другое сооружение), посвященное всем богам того или иного культа.

 

6. Пустынь — уединенная обитель, одинокое жилье, келья отшельника, одинокого богомольца, уклонившегося от суеты мира.

 

7. Пустынник — монах, отшельник, обитатель кельи в пустыни.

 

8. Преподобный — святой, праведный, исполненый мудрости и святости человек, чаще монах, иногда священник.

 

9. Старец — многолетний чернец, монах, отшельник, скитник.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1.      Основные вехи духовного пути преподобного Сергия Радонежского (1323-1391): «...в стремлении понять и познать душу России, мы не можем не собрать своей мысли на этом Ангеле земли Русской — Сергие...» (П.А. Флоренский).

 

2. «Эпизод» истории в картине. В. Суриков «Боярыня Морозова»; М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»; И. Репин «Крестный ход в Курской губернии».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Борисов Н. «И свеча бы не угасла...» — М., 1990.

 

2. Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X-XX вв. — М., 1992.

 

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. — М., 1991.

 

4. Православие. Полная энциклопедия. — СПб.: «Весь», 2007.

 

5. Путеводитель по святым местам России/Сост. Гусев И.Е. — Минск: «Хорвест», 2005.

 

6. Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. — М., 2002.

 

7. Русское православие: Вехи истории. — М., 1989.

 

8. Русская православная церковь 988-1988. Очерки истории Х-XIX вв. Выпуск 1. — М., 1988.

 

9. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. — М., 2001.

 

10. Федотов В.П. Святые Древней Руси. — М., 1990.

 

Лисова К.Л.

 

ст.научн.сотр. лаборатории сельских

 

школ ФГНУ ИСМО РАО

 

Тел. 8(495)368-91-86



[1] Митрополит Иларион современник Ярослава Мудрого и первый митрополит из русских. Митрополит Иларион создал первый национальный литературный памятник «Слово о Законе и Благодати» (середина Х1 века).

[2] Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, том II. Курс русской истории. Часть II. — М., 1988, с. 230- 245.

[3] Аскеза — отказ от всех мирских благ.

[4] Схима  — монашеский чин, налагающий самые строгие правила.

[5] «Страстных» помыслов преподобный Нил различает восемь: чревоуго­дие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня.

 

Метки к статье: Лисова
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Монастыри и монашество"
Имя:*
E-Mail:*