Дом Н.Н. Неплюева в Воздвиженске. Фото 1903 г. Сохранился до настоящего времени
Размышляя о Кресто-Воздвиженском Братстве невозможно остаться равнодушным. Ассоциации могут быть разные. Первое что возникает - это остров Утопия, вдруг приобретший реальные очертания. Но, может быть, ближе к истине сравнение с Иерусалимской общиной первохристиан, явившей нам высочайший идеал христианского общежития. Во всяком случае, это - попытка воплотить в повседневной жизни завет Христа о братской жизни в мире и любви. Но все происходит не в Святой Земле, а в Черниговской губернии конца XIX в. Причем, это не однодневка, а община, существовавшая и процветавшая в течение полувека. Да и само Крестовоздвиженске Трудовое Братство - явление чисто православное, о чем говорит само название Братства. Слишком необычно это явление, чтобы пройти мимо него, и не попытаться его осмыслить.
Еще более впечатляет образ основателя, блюстителя и души Братства Николая Николаевича Неплюева - помещика, христианина, бесконечно преданного Православной Церкви, человека удивительного смирения, воли и веры в Бога. Господь наградил его многими талантами. Неплюев - выдающийся духовный писатель - пять томов его сочинений поражают ясностью, высотой мысли и удивительной искренностью при яркой индивидуальности и большом литературном даре. Именно благодаря этим трудам мы имеем возможность довольно точно знать о жизни людей в Братстве. Неплюев - и композитор фортепьянной и вокальной музыки, и прекрасный организатор, и великолепный педагог. Но главным его талантом была христианская любовь, столь ярко горевшая, что она придавала необоримую, всепобеждающую силу всем его деяниям. "Бог есть любовь" - множество раз повторяет Неплюев в своих сочинениях. И это не риторика и не упоминание Бога всуе. "Вера, действующая любовью" - вот тот принцип, который старался всеми силами воплотить в жизнь этот удивительный человек.
В последние годы имя Неплюева постепенно возвращается из забвения. Появилось несколько изданий сочинений Неплюева, стали проводиться конференции и семинары, посвященные его деятельности. И тем не менее, Неплюев и его Братство почти неизвестны широким кругам православных христиан. Это не столько удивляет, сколько заставляет крепко задуматься. Почему же всегда нет пророка в своем отечестве?
Но все по порядку.
Н.Н. Неплюев родился в 1851г. Он происходил из старинного дворянского рода Неплюевых. О своих предках Неплюев писал: "предки мои при святом Невском из Варяг вышли, испоместило их вече Новгородское, во бояры ставили цари Московские, пожег их вотчины царь Грозный, Великий Петр в Венецию учить послал". Отец Неплюева - тайный советник, Николай Иванович Неплюев (1825-1890) имел несколько обширных поместий, в том числе - в Черниговской губернии, где он был губернским предводителем дворянства.
Исключительная чуткость мальчика на любовь и зло проявилась очень рано. О своем детстве Неплюев вспоминал: "... там, где я не чувствовал любовь, я буквально болел от скуки, буквально замерзал от духовной стужи... Не только присутствие человека грубо-недоброжелательного, но даже присутствие человека равнодушного, холодного доставляло мне тяжелое, иногда почти невыносимое страдание (...) Только проявления любви утешали меня, озаряли душу мою тихим светом, согревали ее нежной лаской, были чем-то родным, дающим смысл бытию".
Евангелие на чистую юную душу производит исключительное впечатление. Но вместе с тем он видит и острый разлад между евангельской правдой и ложью мира сего:
"С детства поражала и пугала оторванность жизни от этой святой (христианской - Н.С.) правды. Когда критика фактов была для меня еще непосильна и формулировать свои мысли я еще не мог, сердце чуяло непримиримый разлад настроения духа громадного большинства с тем духом мира и любви, который со страниц Евангелия освещал и согревал детское сердце. Чем более я жил и знакомился с жизнью, тем более я убеждался, что подавляющее большинство людей не умеет или не желает ни думать, ни чувствовать, ни жить по христиански. Чем более я любил и понимал вечную истину правды воли Божией, тем менее я был способен мириться с тем, что было с нею несогласно в окружающей жизни (...) С каждым днем умножались для меня доказательства того, что я имею дело не с учениками Христа Спасителя, а с людьми, систематически изменяющими Ему всем складом ума и симпатий своих, всем строем жизни и устоявшихся взаимных отношений".
Жизнь Николая Неплюева сначала текла обычно, как у многих дворян. Он кончает юридический факультет Петербургского Университета, становится дипломатом и получает место при русском представительстве в Мюнхене. Но очень скоро пустое и игривое времяпрепровождение светского человека вызывает в нем глубокое отвращение. И вот он, 27-летний аристократ и изысканно-светский человек, видит сон, повторившийся несколько раз: "нахожусь в крестьянской избе в обществе крестьянских детей, беседую с ними, и чувствую такую духовную отраду, какой с детства жаждала душа моя". "Для меня стало ясно, - пишет Неплюев, - что мне надо уйти из общества людей, которые во мне не нуждаются,... уйти от них к тем бедным детям народа, которые нуждаются во мне во всех отношениях... я решил начать с воспитания крестьянских детей в сознательной вере в Христа Спасителя и сознательной любви к нему".
И утонченный аристократ бросает дипломатическую службу, уходит в отставку и проводит два года вольнослушателем Петровской сельскохозяйственной академии. Затем, осенью 1880г., едет в свое родовое имение, хутор Воздвиженск, в Черниговской губернии с целью основать школу для крестьян. Однако, управляющий противится всем начинаниям молодого барина. Тогда Неплюев просит отца выделить ему в местечке Янполь (недалеко от Воздвиженска) дом, и в феврале 1881г. основывает там школу для крестьянских сирот. С этой школы фактически и начинается история этого удивительного Братства.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.