Летней ночью 1591 года две армии ждали рассвета, чтобы начать сражение. Крымский хан Казы-Гирей привел под Москву свое войско, рассчитывая разграбить город; царский шурин Борис Годунов встретил его, засев в походной крепости. Внезапно в ночи началась пальба из пушек: беспрерывно стреляли из русского обоза и с городских стен. Особого вреда бившие вслепую орудия причинить не могли. Но татары в панике отступили, устрашенные грохотом и всполохами канонады. Вместо тяжелой и кровопролитной битвы оставалось только догонять бегущих и подбирать брошенное ими добро (в том числе ханский возок, застрявший на переправе). Современники терялись в догадках: то ли Годунов подослал к врагу перебежчика, который выдал стрельбу за салют несуществующим подкреплениям. То ли у одного из русских ратников сорвалась с привязи лошадь и в начавшейся неразберихе сонные пушкари кинулись к орудиям. В истории бывают события, которые сложно объяснить рационально. Точно известно лишь, что перед случившимся чудом (иначе и не скажешь) царь Федор Иоаннович молил в походной церкви Донскую икону Божией Матери о спасении Москвы от нашествия.
Через год на месте той самой походной церкви был основан Донской монастырь. Выбрав в качестве заступницы Донскую икону, царь Федор Иоаннович следовал примеру отца. Именно перед Донским образом Богоматери молился Иоанн IV Грозный после двух неудачных походов на Казань. Третий поход увенчался успехом, и с тех пор царь особо чтил «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую».
А в 1641 году несколько тысяч донских казаков захватили турецкую крепость Азов и удерживали ее, отражая постоянные атаки вражеской армии. Через несколько месяцев турки отступили с большими потерями, несмотря на многократный перевес и постоянный обстрел крепости из осадных орудий. Малочисленным победителям пришлось вернуться на родину, но полвека спустя войско царя Петра I заняло Азов, навсегда присоединив его к России. Еще до сдачи Азова турками отряд донских казаков, сражавшихся под царскими знаменами, смог прорваться в крепость и занять два бастиона. Эта победа также связывалась с заступничеством Донской Богоматери и очевидно, что казаки, как и их предки, просили чтимый образ о победе.
Поэтому Донская икона как «непобедимая воевода» стоит в одном ряду с Казанским, Владимирским образами – теми иконами Богоматери, к заступничеству которых прибегают в самых опасных для страны ситуациях.
31 августа в Донском монастыре пройдет торжественная встреча Донской иконы Божией матери.
Иллюстрация: Русский лубок с изображением Куликовской битвы (собрание ГИМ). Фрагмент. Художник И. Г. Блинов, втор. пол. 1890-х гг.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.