Суриков Василий Иванович. Богач и Лазарь. 1873
«От человеков» – скажут многие относительно социальной справедливости. И будут неправы. Ибо Писание недвусмысленно говорит о ее Божественном источнике.
В Ветхом Завете повествуется, как Господь дает еврейскому народу Закон, который можно характеризовать одним словом – справедливость. «Субботний год» (каждый седьмой год) предписывал не засевать поля (все, что на них вырастало, отдавалось животным и нищим), прощать долги и отпускать рабов на волю. «Юбилейный год» (каждый пятидесятый) предполагал, помимо всего этого, безвозмездное возвращение земли прежнему владельцу, даже если прежде она была у него куплена. Эти законы не позволяли скапливаться в одних руках большим денежным и земельным владениям. Закон также обязывал заплатить наемнику «до захода солнца», предлагал справедливые нормы против воровства и причинения хозяйственного ущерба. Ростовщичество по отношению к евреям полностью запрещалось. Вводилась система платы левитам, исключавшая их бедность, но не позволявшая неограниченно наживаться.
То же и в Новом Завете: там Господь говорит:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф,633),
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5,10). ), или «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5,20).
Тут везде «правды», «за правду», «праведность» есть перевод греческого «дикэосини» - справедливость, правда. Правда Божия («дикеосини Теу») – вот на чем стоит справедливость и в Ветхом и в Новом заветах. И эту правду возвещает Сам Спаситель, утверждая социальную справедливость с огромной силой:
«блаженны нищие» (Лк.6,20) («духом» в Евангелии от Луки появилось только в VIII веке);
«горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6,24).
Господь настолько заинтересован в осуществлении социальной справедливости, что готов ее недостаток в земной жизни восполнить на Небесах. Воздаяние справедливости на Небе – тема в Евангелии неоднократная. Яркий пример – притча о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). Там бедняк Лазарь в струпьях лежал у ворот пирующего богача, но в другой жизни он утешается на лоне Авраамовом; богач же мучается в аду.
Итак, Сам Господь оправдывает социальную справедливость и требует ее установления. И потому христианин должен бороться против ее попрания, причем в этом, грешном и падшем, мире. И скептические ухмылки по поводу социальной справедливости совершенно неуместны. Тем более, что чувство справедливости кардинально отличается от зависти. Чувство справедливости требует восстановления правды, и потому добиваться справедливости можно не только за себя, но и за других – именно так в основном и поступают справедливые люди. Зависть же – чувство сугубо личное, возникающее вследствие неудовлетворенных амбиций. Тут совершенно разные мотивы, и потому справедливые люди, как правило, независтливы. Вольная или невольная подмена справедливости завистью (кстати, весьма популярная среди православных) должна быть изжита, ибо она приводит к дискредитации справедливости – одной из самых фундаментальных ценностей Божьего мира.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.