Так что же такое нравственность?
Под нравственностью человека принято понимать отношение человека к Богу, к другому человеку и к обществу людей.
В основании этих отношений лежит нравственное чувство добра и зла. При участии этого чувства человек рассматривает свои отношения с целью выявить то добро, которое в них заложено, или зло, если таковое в них присутствует. Такое рассмотрение помогает ему тем самым добро в себе утверждать и развивать, а зло удалять из своих повседневных дел.
Что содержит в себе слово «нрав»?
От этого слова получает свое наименование понятие нравственность, ибо в нраве находят отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувства и воли. В нраве сказываются преобладающие привычки и навыки человека.
По нраву, например, люди могут быть вспыльчивыми, горячими, агрессивными. Другие же, наоборот, тихими, мирными и спокойными. Нрав отображается как в мягкости, отзывчивости, милосердии, так и в грубости, жестокости, требовательности и неуживчивости. Каков у человека нрав, такова и его нравственность. Если люди не приобщены к образованию, культуре, общественной жизни, а живут естественной жизнью, то нравам их соответствует и их нравственность. Люди эгоистического, недоброжелательного нрава и к другим людям относятся эгоистично, холодно, недоброжелательно. Значит, и их нравственность будет крайне низкой, общественно вредной.
Отчего нравственность может в человеке возрастать?
Нравственности человека свойственно возрастать, развиваться. В результате он улучшает свои отношения к Богу, к другому человеку и к обществу людей. Внутренней опорой для человека в улучшении этих отношений являются те силы, которые заложены в него Богом данной природе и которые у него всегда «под рукой». Этими силами являются: разум человека, нравственные чувства (стыд, совесть, обязанность, ответственность, вменение) и чувство свободы воли.
Какие чувства лежат в основе отношений человека к физической природе и в отношении к другому человеку?
В основе отношений человека к физической природе лежат два чувства – эстетическое и утилитарное, то есть чувство красоты и чувство хозяйственной пользы. А в отношении человека к человеку лежит нравственное чувство добра и зла. По христианскому учению, человек для человека никогда не должен быть средством для достижения своекорыстных целей, а всегда только целью, чтобы помогать людям от силы в силу, уподобляясь Небесному Отцу.
Протоиерей Геннадий Нефедов "Основы христианской нравственности"
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.