Василий Нестеренко. Вход Господень во Иерусалим. Западный тимпан Храма Христа Спасителя
Вход Господень в Иерусалим – исконно знаменательный день для православной Руси.
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
М. Нестеров. Вход Господень во Иерусалим
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Вход Господень в Иерусалим. Пьетро Лоренцетти
Вербное воскресенье… А ещё – Пальмовое. На Руси по весне первыми распускаются вербы, пальмы у нас не водятся… Так и зародился в стародавние времена этот обряд. В канун Вербного Воскресенья все, от последнего нищего до великого князя или царя, выходили на улицу и отправляли за вербой к берегам близлежащих рек или озер. В тот же вечер веточки Вербы несли в Церковь и освящали Святой Водой. Этой русской традиции – тысяча лет.
С.И. Блонская. Вербное воскресение. 1900 г
Особенно торжественным и незабываемо красивым этот праздник был в старой Москве. У художника Вячеслава Шварца есть картина «Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти». Мы видим торжественный путь царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля… Юноши пели Осанну.
Шварц Вячеслав Григорьевич. «Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича». 1865
Происходило это при огромном стечении народа (казалось, вся Москва собиралась на главной площади!) и ни патриарху, ни государю не требовалась охрана. Удивительное всенародное единение! Недостижимое в нашем веке. У многих тогда рождалось ощущение близости Господа – как когда-то в Иерусалиме.
Вход Господень в Иерусалим. Ипполит Фландрин. 1842
Иностранцы, посещавшие Москву в XVI—XVII веках, оставили интересные воспоминания, как в субботу, накануне Вербного воскресенья, перед обедней, из Успенского собора Кремля при большом стечении народа выносили большое дерево (вербу), украшенное разными искусственными плодами, устанавливали его в огромные сани и везли, как при крестном ходе.
Икона из Самарского областного историко-краеведческого музея
О вербном писал Афанасий Фет:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
Борис Кустодиев "Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади"
Московская Красная площадь – в блистании куполов, переполненная радостным народом и вербой – это ли не символ православной Руси? В этом дне – предчувствие Светлого Воскресения, но и готовность к молитвам и посту Страстной.
С праздником, братья и сестры!
Переправа
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.