Нравственное богословие – сочинение неустановленного автора
Обратимся к состоянию нашего богословия и прежде всего – богословского образования в XIX – начале XX вв. Имущественная тема обычно обсуждалась в учебниках нравственного богословия, где как правило, приводилось, хоть и маленькое, указание на то, как следует относиться к собственности, богатству, бедности и проч.
Проф. А.А. Бронзов, знаток работ по нравственному богословию, отмечает одну характерную особенность этих изданий – практически все они списаны с книг известных на Западе богословов, как католических, так и протестантских. Разумеется, корректный профессор говорит о «влияниях», но на практике, увы, эти «влияния» сводились к переводу творения (или какой-либо его части) иностранного автора и косметическому причесыванию текста под православие (выбрасывание цитат и упоминаний не почитаемых в православии богословов). Обсуждая содержание учебников, мы, в зависимости от преобладающих «влияний», выделим несколько периодов.
Первую половину XIX в. можно назвать «протестантским периодом». Начало века ознаменовано выпуском нескольких книг по нравственному богословию протестанта Х.Ф.Геллерта и анонимных авторов, переведенных с латинского и немецкого. В них развивается учение, что христиане «обязываются к снисканию и сохранению имений (Мф.6,11,33; Еф.4,28)», ибо «Бог владычество вещей одобряет» и «богатство есть благодеяние Божие».
В 1827 г. вышел учебник о. Иоакима Кочетова «Начертание христианских обязанностей», содержащий имущественное учение. Формулировки здесь несколько снижены, но суть их та же: «Иметь собственность и стараться о умножении оной не мало не предосудительно христианину». В более позднем издании 1853г. о. Иоаким более подробно развивает эту мысль: «Иметь собственность в потребном достатке, даже в некотором изобилии, когда Бог благословляет оным, нимало не предосудительно христианину, ибо обилие благ земных исчисляется в тех милостях, которыми Бог обещает благословлять праведников». Сам автор утверждал, что эта книга «составилась из уроков» в Царскосельском лицее. Однако критики не преминули указать, что это - фактически почти точный перевод с латинского лекций еп. Иннокентия (Смирнова), ныне прославленного, читанных им в СПб духовной академии в начале XIX в. и на которые сильное влияние оказали протестантские богословы XVIII в Мозгейм и Буддей. Надо сказать, что в трактатах «протестантского периода» мы сталкиваемся с определенными чертами лютеранства: христианам вменяется в обязанность стяживать богатство, иначе они прегрешают. Об опасных сторонах богатства почти ничего не говорится.
Реформа духовного образования 1867г. ознаменовала начало «католического периода». В качестве учебника была рекомендована вышедшая в 1864г. книга о. Павла Солярского «Записки по нравственному православному богословию». В этой книге, составленной, как утверждают критики, по руководству католического моралиста Риглера, содержится гораздо более развернутое имущественное учение. Основная мысль та же: «Иметь собственность и пещись о умножении ее Христианину не предосудительно», причем эта мысль подтверждается рядом ссылок на Быт.1, 26 («и да владычествуют они (люди – Н.С.)…над всею землею»), Климента Александрийского, Гангрский собор, Василия Великого и даже Иоанна Златоуста. Упоминает автор и «аргумент от благотворения», встреченный нами еще у Климента. Кроме того, о. Солярский видит в богатстве и другие положительные стороны: богатство дает возможность освободиться от тяжелого бремени труда, дает средства к образованию, позволяет приобрести любовь и уважение в обществе, оживляет чувство благодарности Богу и, наконец, распространяет «здравые понятия и чистую нравственность».
Однако о. П. Солярский говорит и об отрицательных сторонах богатства – и в этом новизна его учебника по сравнению с книгами «протестантского периода». Упоминается «мертвая петля» Златоуста, но ссылка делается не на великого святителя, а на его ученика Исидора Пелусиота. В списке условий корректного употребления собственности появляются новые: не прилепляться к богатству, помнить о его непостоянстве, избегать роскоши. О бедности говорится, что она «сама по себе не есть зло» - она имеет как преимущества, так и опасные стороны.
Вообще в 60-х 70-х годах XIX в. вышел целый ряд учебников, в которых мы можем найти некоторые новые мысли. Говорится, что «правильному» употреблению богатства противостоит «неправильное», в которое впадают люди, отягощенные любостяжанием, расточительностью и скупостью. Настойчиво утверждается, что богатство – дар Божий. Рекомендуется без ропота принимать бедность и трудиться, не предаваясь унынию. По прежнему, все эти книги, по мнению Бронзова, испытали «влияние» тех или иных католических богословов.
В целом, «католический» период был шагом вперед, по сравнению с «протестантским». Но надо отметить, что название «католический период» - неточно. В 1890г. была переведена книга англиканского еп. Г. Мартенсена «Христианское учение о нравственности». Она ввела в оборот новую мысль – о личной свободе, в основе которой лежит частная собственность. Мартенсен пишет: «Без личного обладания личная жизнь, собственно так называемая, совершенно немыслима». Эту идею, являющуюся базовой в идеологии либерального капитализма, подхватили в XX в. некоторые русские богословы. Так например, профессор-протоиерей Николай Стеллецкий утверждает, что «человек, с лишением прав собственности лишен был бы в некотором смысле и прав разумно-свободного существа». Произошло как бы «отрицание отрицания», и «протестантская этика» снова исподволь стала завоевывать позиции.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.