Притча о мытаре и фарисее; Балканы. Сербия. Печь; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Печь Патриаршия. Нартекс. Нартекс
Протоиерей Константин Зелинский
Накануне Великого Поста в храмах Православной Церкви читаются три евангельские притчи: «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне» и «О страшном суде». Притча «О мытаре и фарисее», открывающая цепочку предпостовых притч, включена в факультативный авторский курс «Духовно-нравственная культура личности». Но если в храмах Православной Церкви основная задача чтений направлена на подготовку человека к Великому Посту, то на занятиях младших школьников в общеобразовательной школе чтение притчи предполагает постижение нравственного урока.
Объяснить детям третьего класса содержательную глубину этой притчи весьма сложно. И все же сделать это необходимо. Ибо фарисей и мытарь, нередко пребывающие в человеческой душе, надолго могут отравить жизнь самого человека. И чем раньше ребенок почувствует эмоциональные индикаторы этих состояний, тем чище будет его жизнь. Задание предлагается на этапе реализации программы, когда учащиеся готовы не только осмысливать действия тех или иных героев, но и способны к идентификации своих поступков с поступками героев сказки или притчи, а также могут выявить для себя правила действия. При этом необходимо учитывать, что разгадка притчи есть лишь внешний мотив, подвигающий детей к активной познавательной деятельности, дающий возможность вслушаться во внутренний мир человека и распознать мир собственной души.
Целевая ориентация задания предполагает, что:
1. Учащимся необходимо и чувством, и разумом проникнуться духовными состояниями героев притчи и обнаружить правильный ответ на поставленный в притче вопрос.
2. У детей появляется возможность осмыслить свои душевные состояния и возможность идентифицироваться с действующими лицами притчи.
3. Школьники имеют возможность постигнуть правило бытия «не суди, да не судимым будешь».
Постижение морали притчи осуществляется в несколько этапов. На первом, подготовительном этапе детям за несколько уроков до слушания притчи рассказываем о том, кто такие по роду занятий мытарь и фарисей, при этом характеристика мытаря представляется как человека неправедного, а характеристика фарисея – как человека разумного и благочестивого, что в сущности было характерно для доевангельских оценок. На втором этапе предъявляется устный и печатный варианты текста притчи без ее концовки. На третьем этапе – поиск-дискуссия.
Фрагмент аудиозаписи урока приведен ниже в качестве примера:
У. (учитель): Друзья, у нас сегодня – урок-загадка. Мы должны попытаться с вами отгадать евангельскую загадку-притчу, а точнее, услышать своей душой и сердцем спрятанную в притче мудрую мысль. Вы готовы?
Ш. (школьники): Да, конечно!
У.: Эта притча читается незадолго до начала Великого Поста. И мы с вами вновь встретимся с уже знакомыми персонажами: мытарем и фарисеем. Помните, кто такие мытари?
Ш.: Это сборщики налогов.
У.: Правильно. Собирая налоги, мытари нередко «мытарили» народ, были весьма надменными, безжалостными и жадными. Обладая несправедливо нажитым богатством, мытари весьма презрительно относились к людям, за что и были ненавидимы людьми: их презирали, но их и боялись. А потому мытари могли властвовать над человеком. Фарисеи тоже любили властвовать. Но властвовали они особым образом. Строго соблюдая Законы, они жаждали, чтобы люди видели в них носителей святости, благочестия и самой добродетельности. Но и этого для них было недостаточно. Фарисеям хотелось, чтобы люди восхищались, выказывали почтение и, конечно же, подражали бы их благочестию. По своему виду они были очень важные и даже неприступные: всегда все знающие, все понимающие, всех и всему поучающие. Вспомнили? А теперь вслушаемся в евангельскую загадку:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики… или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне грешнику!”…»
Окончание притчи не зачитывается. Учащимся необходимо самим всмотреться и почувствовать состояние душ мытаря и фарисея, попытаться найти окончание притчи и ответить на вопрос, кто вышел из храма более оправданным Богом. Однако этот вопрос, обращенный к детям, адаптирован сообразно их возрасту. Звучит он немного по-другому: «Как вы думаете, кто в данной ситуации больше приятен Богу? Кого Бог оправдает, мытаря или фарисея?»
Но основная цель состоит не в том, отгадают ли дети, чем заканчивается притча или нет, а в том, что услышат, что почувствуют и как отнесутся дети к мытарю и фарисею и какой урок они вынесут из обсуждения. Разгадка притчи – лишь внешний мотив, подвигающий детей к активной познавательной деятельности, дающей возможность вслушаться во внутренний мир человека и распознавать мир собственной души.
У. (учитель): Как вы думаете, кого Господь оправдал, мытаря или фарисея? С ответом не спешите…
Ш. (школьники): Разве может быть оправдан мытарь? Он же нехороший: деньги у людей отбирал, был жадным и ненасытным, значит и злым. Не может Бог такого человека простить.
Ш.: Да нет же! Ты что, не услышал, что он просил прощения: «Помилуй меня, Господи!», а таких Господь прощает.
Ш.: Да, да! Мытарю было стыдно, наверное, очень стыдно, и я думаю, что Бог его простит.
У.: А в чем виноват другой, он не жадный, не вор, за что его наказывать?
Ш.: Правильно! Его нельзя наказывать. Он столько добрых дел сделал. Он приятен Богу
У.: Ну и какие же он добрые дела сделал? Я что-то не заметила, – немного насмешливо высказывает свое мнение всегда ироничная ученица.
Ш.: Ну…ну как его. Не помню. Но знаю, были добрые дела.
У.: Ребята, кто помнит, какие добрые дела сделал фарисей?
Ш.: А можно еще раз послушать притчу?
У.: Несомненно. Только когда будете слушать притчу, то обратите внимание на душу одного и душу другого, постарайтесь почувствовать этих людей.
Зная, притчу наизусть, читаю ее по памяти и тут же всматриваюсь в лица третьеклассников. Они внимательны и задумчивы. Иногда, когда догадка касается их разума, лицо озаряется каким-то светом и радостью. Они готовы тут же высказать обнаруженную мысль.
Ш.: Я поняла, я поняла, – с места кричит всегда эмоциональная и подвижная ученица. – Он, фарисей, благодарил Бога. А благодарить – это же хорошо. Он лучше, чем мытарь. Мытарь никого не благодарит.
Ш.: А за что ему благодарить? Он же, ну как его, этот мытарь, столько раз обижал людей, – возражает всегда ироничная ученица.
На третьем этапе занятия на классную доску выписываются названные детьми характеристики действующих лиц притчи, если они оказываются существенными.
У.: Итак, фарисей благодарил Бога. Замечательно. Давайте запишем его поступок на доске. А что еще хорошего он сделал?
Ш.: Никого не грабил, не обижал, не жадничал, жертвовал на храм.
У.: Верно. Итак, я все это записываю.
Ш.: А можно написать, что есть хорошего у мытаря?
У.: Я готов. Диктуйте.
Ш.: Ему стыдно. Он глаза не поднимает. Он просит, чтобы Господь ему все простил.
Запись на классной доске выглядит примерно следующим образом:
Что хорошего у фарисея |
Что хорошего у мытаря
|
Благодарит Бога |
Не поднимает глаз |
Не грабит, не обижает |
Стыдно было |
Не жадный, жертвует на храм |
Просил прощения |
Постится |
|
Обсуждение продолжается, и этому во многом способствуют упорядоченные в записи на доске сведения.
У.: Молодцы! Это действительно так. Вы помните слова, сказанные мытарем? Он бил себя в грудь и буквально молил: “Боже! Будь милостив ко мне грешнику!”…». Теперь давайте сравним. Фарисей: а) исполняет законы; б) жертвует на храм; в) благодарит за то, что он хороший; г) постится. Мытарь – а) просит прощения… – учитель не успевает дочитать все записанное на доске, как его перебивают.
Ш.: А разве можно простить то, что сделал плохого мытарь? Он обогащался, унижал людей, ненавидел их, – этот вопрос от всегда рационального ученика повисает в воздухе. А действительно, возможно ли простить такого человека? Именно от правильного ответа на данный вопрос во многом будет зависеть и правильные отношения детей к жизни.
Несколько секунд тишины – и вдруг буквально с разных сторон: «Можно я?», «Меня, меня спросите!», «Я знаю!», «Я поняла!» Учитель вызывает к доске двоих. Каждому из них предстоит в присутствии всех обосновать свою точку зрения (Мы нередко используем такой прием. Благоговейное отношение к слову требует не бросать слов на ветер. И если человек высказал свое мнение – это мнение необходимо обосновать. Пусть даже это мнение будет и ошибочным.) Для педагога важно, что ученики находятся в поиске, и он побуждает их увидеть гордыню фарисея и почувствовать желание мытаря измениться, стать другим.
Ш.: Мытаря нельзя простить. Он же грабил людей и наживался. А фарисея… Но мне и фарисей не нравится. Он просто показывает, какой он хороший. Хвастун, да все тут. Я бы не хотел с ним дружить, – четко и даже весьма самоуверенно высказывается ученик. – Бог никого из них не оправдает.
У.: Очень интересная мысль. Благодарю.
Ш.: Я не знаю, как вам сказать, – немножко робко начинает свою речь ученица. - Наверное, что-то скажу неправильно. Но мытарь просил прощения, ему было стыдно. Правильно же? – Ученица вопросительно смотрит на учителя и ждет поддержки. Весь класс притих. – Ведь он боялся даже глаза свои поднять, посмотреть на небо. Правильно? Но если ему было стыдно, значит, он уже не будет никого обижать, будет исправляться, значит, он уже другой, он изменился, он уже, мне так кажется, не мытарь. Наверное, я так думаю, Бог оправдает мытаря… Я бы простила, – последние слова были сказаны очень и очень тихо, со смущением.
У.: У тебя очень удивительный ответ. От всей души благодарю тебя. Я пока не говорю, права ли ты или нет. Мы услышим ответ в Св. Евангелии. Но в этой загадке ты нашла еще одного, третьего человека. Все обратите внимание, по версии ученицы, мытарь уже не мытарь, он изменился. Дай пожму твою руку.
Удивительный ответ. Кто бы мог такого ожидать? В маленьком, еще неопытном, но чистом и чутком человеческом сердце, открывается величайшая мудрость. Сказанное ученицей понравилось не только учителю. Дети аплодируют.
На четвертом этапе, для лучшего уяснения заложенного в притче смысла, проводится ее разыгрывание по ролям. Но детям интересно знать, что написано в Св. Евангелие.
На заключительном, пятом этапе идет дослушивание окончания притчи и интерпретация ее моральных оснований. Школьники впервые встречаются с парадоксальными критериями оценки поведения человека, подчеркивающими ценность его духовной работы над собой.
«Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей): ибо всякий, возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Ш.: Значит, Бог простил мытаря? Очень неожиданно.
Ш.: Что тут неожиданного? Бог всех прощает!
Ш.: Просто непонятно. Ведь фарисей ничего плохого не делал…
Дети смотрят на учителя и ждут от него объяснений. От того, что он сейчас им скажет, возможно, и будет зависеть в дальнейшем их оценка других людей по их делам и отношению к себе и другим.
У.: Друзья, разве Бог осудил за добрые дела фарисея? Конечно же, нет. Вам пока непонятно, почему Бог мытаря больше оправдал. Видимо в этом оправдании скрывается особая тайна – тайна души человеческой. Помните, мы с вами не один урок размышляли о человеческой душе и поняли, что душа человека должна быть чистой, святой и совершенной. А теперь вдумайтесь: фарисей осуждал людей, хвастался, гордился и в этой гордости людей не замечал. А поэтому и добра им не делал. Как вы думаете, душа его искажена? Несомненно! Он пытался исправиться? Нет. Он превозносил себя! Чем еще более искажал свою душу. Если, что-то потихонечку ломать, то рано или поздно обязательно сломается. Если что-то слегка чернить, пачкать, то когда-нибудь, все будет черное и грязное. Так и с душой. Если уходить от ее чистоты и прямоты, то она почернеет, исказится и надломится. Вот, что может произойти с фарисеем. А теперь посмотрим на мытаря. Как вы думаете, он понял, что творит зло, что душа его мелка и грязна?.. Уверяю вас, он понял. Недаром бил в себя в грудь и просил прощения. Он стремится к исправлению? Да и еще раз да! Но если что-то грязное начнут отмывать, станет ли вещь чистой? Так вот, мытарь, испрашивая прощение, этим пытался изменить себя, стать другим, не делать людям зла. А значит, он на пути исправления. А если это так, то, как сказала ученица (называет имя), он уже не мытарь, он уже другой человек. И его, мытаря, по притче, Бог более оправдывает, чем фарисея. Ибо мытарь, изменяя себя, спасается, а фарисей, превознося себя и осуждая других, искажается и погибает. А теперь – важное правило жизни. Правило из Св. Евангелия.
Учитель открывает створку школьной доски, и дети читают открывшуюся запись, сделанную большими буквами:
«НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ».
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.