Фото patriarchia.ru
В 2000 г. Архиерейским собором РПЦ приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Цель этого вероучительного документа – сформулировать отношение Церкви ко многим общественным явлениям: государству, экономике, войне, преступности, биотехнологиям и пр. В начале документа приведены очень важные положения, обосновывающие значимость и необходимость христианского осмысления социума:
«Ее (Церкви – Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира»;
«мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви»;
«Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела».
Эти тезисы закладывают основу для построения христианской социологии – новой богословской науки, занимающейся христианским учением о социуме.
«В «Основах» имеются разделы, посвященные труду и собственности. Труд в документе характеризуется как «творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа». Однако отпадение человека от Бога извратило это назначение – с тех пор труд стал тяжестью, средством пропитания. Отмечается. Что труд сам по себе не является безусловной христианской ценностью. Он становится богоугоден, когда соответствует воле Божией, и не богоугоден, когда направлен на служение эгоистическим интересам. «Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей» и утверждает, что трудящийся «вправе пользоваться плодами своего труда» Поэтому «отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом».
Относительно собственности сказано: «Церковь не определяет прав людей на собственность (…) вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами». Абсолютное право владения принадлежит только Богу. Но Церковь признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее.
Очень важно следующее положение: «Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанная формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм».
Тем самым наша Церковь, в отличие от католической, не признала частную собственность единственной основой христианского устроения экономики. Правда, последующие документы, созданные при участии Церкви – «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» ( принят VIII Всемирным Русским Народным Собором в 2004 г.), «Соборное слово XI Всемирного Русского Народного Собора» (март 2007 г.) «Иосифлянский манифест» (автор П. Шашкин, 2011г.) – отражают сегодняшние реалии, предлагая меры по преодолению кризиса уже в рамках чисто капиталистического пути развития России. Однако основополагающий документ, «Основы социальной концепции РПЦ», не исключает развития различных имущественных парадигм, и в том числе – златоустовской традиции православной экономической этики.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.