Арсений Замостьянов о Куликовской победе как перекрёстке ключевых смыслов в истории России
Куликовская битва – крупнейшее (и победное для Руси!) сражение русского средневековья. Об этом можно прочитать в любом школьном учебнике истории. «Якоже от начала миру сеча не бывала такая!», - восклицал современник Димитрия Донского. Нам особенно важно, что это событие – перекрёсток ключевых смыслов в истории России. Неспроста ту Победу нередко называют колыбелью русской нации, которая преодолевала раздробленность и ордынское иго…
Победа – преодоление внешних и внутренних врагов в честном бою – стала для нашего народа объединяющей идеей. Да, князю Димитрию не удалось собрать на борьбу с Ордой всю Русь: среди его полков не было новгородцев, нижегородцев, не было Твери. Но на берегах Непрядвы, за Доном предрешилось будущее единство народа. Победа произвела сильное впечатление на всех русских людей, предопределило их будущее объединение. И главной объединительной силой была православная церковь. После Куликовской победы проснулись в народе невиданные силы. Появляются новые храмы, монастыри, явилось миру чудо Андрея Рублёва.
От Куликовской победы неотделим и духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского, благословившего на битву не только великого князя Московского, но и весь народ. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). И предыстория Донского монастыря, по старинному преданию, началась накануне Куликовской Победы. Близ Коломны Димитрий услышал глас, предрекший ему заступничество Богоматери в походе. «Лепо есть нам, братие, положити главы своя за правоверную веру христианскую, да не прияти будут грады наши погаными, не запустеют святии Божии церкви, и не рассеяни будем по лицу всея земли, да не поведены будут жены наша и дети в полон, да не томимы будем погаными по вся дни, аще за нас умолит Сына своего Пресвятая Богородица», - говорил Димитрий своему воинству.
На Дону к православной рати присоединились казаки, они преподнесли в дар князю икону Донской Божией Матери. С тех пор чудотворная икона не раз спасала Русь от иноземных захватчиков – во всех войнах хранила сынов Димитрия, была и остаётся заступницей Руси.
После победы благочестивый князь заложил на реке Дубенке Успенский монастырь и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Почти семьсот лет прошло с рождения князя Димитрия Ивановича, но не забыла его Россия. На заре возрождения Русской Православной Церкви, в год празднования Тысячелетия Крещения Руси, он был прославлен в лике святых. С молитвой к нему люди стали обращаться уже вскоре после смерти князя, но канонизировали его только в 1988-м. Наверное, именно тогда, накануне распада страны, молитвенная помощь великого объединителя Руси особенно нужна была народу.
Арсений Замостьянов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.