Christ in Glory on Throne , with Angels, Presides over Eternity - by DOMENICO DI MICHELINO - from Private Collection
Эта беседа на календы (на Новый год) была произнесена святителем Иоанном Златоустом 1 января 387 года в Антиохии (современная Антакья в Юго-Восточной Турции).
…Смело вступим в сражение. Ныне нам надлежит сразиться… с бесами, которые торжественно ходят по площади. Ибо дьявольское гулянье, продолжавшееся сегодня всю ночь, смех, ругательства, ночные пляски… отдали наш город в пленение, которое тягостнее всякого неприятельского. Тогда как должны были бы сокрушаться, плакать, стыдиться как те, которые так грешат, так и те, которые не грешат — одни смотря на свои грехи, другие смотря на бесчиние своих братий.
Наш город веселится, украшается, весь увенчан. Площадь, как любящая наряды роскошная и богатая женщина, сегодня с заботливостью украшается, надевая на себя золото, драгоценные одежды, обувь и прочее.
Всякий мастеровой, выставляя на показ свою работу, хочет перещеголять своего товарища. Такое соревнование показывает ребяческий ум и душу, не способную к великим и возвышенным мыслям, но все же влечет за собой не слишком большой вред. Это какое-то безрассудное рвение, которое подвергает соревнователей смеху. Ибо если ты хочешь украшать, украшай не твою мастерскую, но душу; не площадь, но ум, дабы и Ангелы дивились, и Архангелы одобряли твое дело, и Владыка Ангелов наградил тебя Своими дарами. А это хвастливое щегольство, какое бывает в нынешний день, вызывает или смех, или зависть. В тех, которые мыслят несколько выше, оно производит смех, а в тех, которые больны тем же, оно вызывает зависть и великую ненависть.
Но, как я сказал выше, оное соревнование не стоит большого порицания. Более всего меня огорчают игры, которые происходят сегодня в гостиницах, преисполненные распутства и нечестия. Нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года им удастся провести в удовольствии и веселии, то и во весь год будет совершенно то же. А потому на самом рассвете и женщины, и мужчины наполняют стаканы и чаши вином и напиваются без всякой меры…
Неужели вы не слыхали, что говорит апостол: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас?» (Гал. 4, 10, 11). Крайне безумно по одному счастливому дню заключать, что то же будет и в продолжение года. Не только это безумно — дьявол учит нас так рассуждать, что в делах нашей жизни надобно полагаться не на собственную деятельность и проворство, а на дневные обращения. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, когда ты напьешься в первый день, но когда и в первый, и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу.
День бывает хорош или худ не по своей природе (день ото дня ничем не разнится), но по нашему рачению (старанию) или нерадению. Если ты сделал добро, то и день для тебя хорош, а если согрешил, то несчастлив и мучителен. Если ты будешь рассуждать так…, если будешь каждый день проводить в молитвах и подаянии милостыни, то весь год для тебя будет счастлив. А если… будешь ожидать себе счастья от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго.
Дьявол знает сие и, чтобы успешнее остановить наши подвиги в добродетели и потушить доброе расположение души нашей, учит нас счастье и несчастье приписывать дням. Ибо кто верит, что есть дни счастливые и несчастливые, тот, верно, в несчастливый день не будет заниматься добрым делом, думая, что весь его труд останется тщетен, и что все будет бесполезно, по свойству самого дня. Равно и в счастливый день ничем не займется, думая, что его нерадение нимало не повредит ему, по доброте самого дня. Таким образом, человек — в том и другом случае — лишается своего спасения, и будет проводить свою недеятельную и порочную жизнь, думая, что в одном случае стал бы трудиться бесполезно, а в другом излишне.
Мы должны… ясно осознавать, что нет зла кроме греха и нет счастья кроме добродетели и непрестанного угождения Богу. Радость не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово — тишину; вино порождает шум, а слово прекращает смятение; вино помрачает ум, а слово просвещает и помраченный; вино влечет за собой печаль, каковой прежде не было, а слово прекращает и ту, которая была.
Ничто так не ведет к радости и спокойствию, как сии наставления мудрости: презирай настоящее, стремись к будущему, не почитай ничего человеческого постоянным — ни богатства, ни власти, ни чести, ни услуг. Если будешь так мудрствовать, то не будет терзать тебя зависть, когда увидишь богатство; и когда впадешь в бедность, не потеряешь духа. И, таким образом, тебе всегда можно будет праздновать.
Ибо христианину должно праздновать не в известные месяцы, не в первый день месяца, не в воскресные дни, но всю жизнь проводить в приличном ему праздновании. Какое же празднование ему прилично? Послушаем, что говорит апостол Павел. «Станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5, 8).
Если у тебя чиста совесть, то у тебя всегда праздник. Ты питаешься доброю надеждою и утешаешься упованием будущих благ. Если же ты неспокоен в духе и виновен во многих преступлениях, то, несмотря на тысячи праздников и торжеств, тебе ничем не лучше, как и тем, которые плачут. Что мне пользы в светлом дне, когда душа моя помрачена смущением совести?
Итак, если ты хочешь получить пользу от нового года, то поступай так: по окончании года возблагодари своего Владыку за то, что Он ввел тебя в сие кругообращение лет; сокрушись сердцем, исчисли время твоей жизни и скажи сам себе: дни бегут и уходят, оканчиваются годы, большую часть пути нашего мы уже прошли. А что сделали доброго?
…Уважать дни, находить в них особенное удовольствие, зажигать на площади светильники, плести венки есть дело ребяческой несмысленности. А ты уже вышел из лет немощи, достиг мужеского возраста, вписан в гражданство Небесное. Потому не освещай площади чувственным огнем, но освещай ум твой светом духовным. Ибо сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Таковой свет принесет тебе много пользы. Не украшай венками дверей твоего дома, но веди такую жизнь, чтобы получить на главу твою от руки Христовой венец правды.
Подготовила Ольга Глаголева
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.