После всего сказанного о Евангельской имущественной этике все же возникает один интересный вопрос. Если Господь считает общинную жизнь в условиях общности имуществ нравственно более высокой, то почему Он об этом прямо не говорит? Все вопросы бы отпали, если бы Спаситель объявил такую жизнь как заповедь. Но нет, Господь показывает гибельность пленения богатством (эпизод с богатым юношей), прикровенно объясняет, что Ему неугодны капиталистические способы обогащения (притча о неверном управителе), призывает к полному нестяжанию как личному идеалу: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14,33). Но прямого призыва к обобществлению имуществ в Евангелии нет.
Правда, в Деяниях апостольских ученики Христа демонстрируют уже не слова, а дела: они организуют Иерусалимскую общину, где все имение оказывается в собственности и распоряжении общины. Однако это было сделано под воздействием благодати, поданной апостолам и всем верующих во Христа в сошествии Духа Свята, которое совершилось незадолго перед устроением Иерусалимской общины. Тогда новые, обновленные во Христе люди стали и жить по-новому, в соответствии с высоким именем христианина. Они показали нравственный идеал, к которому должны стремиться христиане в своей социальной жизни. Но заповеди установить этот «праздник веры» (о. Сергий Булгаков) как повсеместную норму христианских имущественных отношений у Христа мы не найдем. Почему?
Все дело в падшести. Христос своим крестным подвигом победил смерть, указал нам путь в Царство Небесное и дал для свершения этого необходимые средства. Но падшесть человеческая, как следствие грехопадения прародителей, осталась. И в отношениях собственности – увы, в полной мере. И Господь это видит и принимает как печальную данность. Как на повсеместные и всем понятные явления, Он ссылается на капиталистическую прокрутку денег (притча о талантах), воровское присвоение прибавочной стоимости (притча о неверном управителе). Да и кассиром общины Самого Господа становится Иуда – «вор», как его квалифицирует евангелие от Иоанна.
Конечно, теперь, после Креста Господня, падшесть можно преодолеть. Но только лишь огромными усилиями, выдавливая по каплям из своей души грех. Но этим путем далеко не все идут. Ведь Господь дал человеку – этому образу Божию – свободную волю.
Хочешь – иди, трудись, смиряйся, неси свой крест. И тогда ты сможешь жить, как заповедал Христос апостолам – общей собственностью. Это трудно. Тут надо обладать, и не на словах, а на деле, высочайшими христианскими добродетелями: терпением, смирением, умением работать в коллективе. А главное, надо иметь любовь к людям, любовь нелицемерную, любовь жертвенную, которая толкает на отказ от своего ради ближнего. Недаром великий св. Иоанн Златоуст про Иерусалимскую общину, как всегда очень точно и емко, сказал: «это было ангельское общество». Иначе говоря, люди там жили так, как живут ангелы. Тогда «приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17)), наступило «лето Господне благоприятное» (Лк.4,19). Тогда Царство Божие спустилось на землю, и люди наяву учились, по слову св. Иринея Лионского, «навыкать жизни с Богом».
Но если так жить не хочешь – дело твое, говорит Господь. Живи как все, окунайся в соблазны, подгребай к себе. И соответственно, выстраивай под такую ментальность имущественные отношения – незыблемую частную собственность, рынок, бизнес. Борись за преобладание, за успех, за престиж, за богатство. И увы, многие и многие, в том числе – и христиане, выбирают второе. Гораздо проще прийти в храм, поставить свечки, даже поплакаться о своих бедах, и вроде как прикоснуться к Высшему. А выйдя из храма опять окунуться в обычные безблагодатные отношения между людьми, внешне даже цивилизованные, но внутренне проникнутые эгоизмом и самомнением. Так живет подавляющее большинство. А Господь, даровав богоподобную свободу, человека уже принуждать не может. Сами подумайте – как Он может в качестве всеобщей нормы заповедовать то, чего почти все не хотят.
Еще важный штрих. Имущественные отношения – отношения общественные, так должны жить все. Жизнь единого социума в условиях нескольких различных социально-экономических устроений Господь не приветствует. Ибо в этом случае общество скатывается к устроению, наиболее низкому с нравственной точки зрения. Как только в иерусалимской общине выявилась в лице Анании и Сапфиры другая имущественная философия (часть отдать на общину, а часть оставить себе), последовала резкая реакция – они были изъяты из общины со смертельным исходом. Тем самым, единство общинной идеологии было сохранено. Отсюда следует, что жить жизнью Иерусалимской общины может только небольшой сплоченный коллектив единомышленников, ибо в более крупных социальных образованиях обязательно появляется разнобой мнений, разрушающих благодатный общинный строй.
Таким образом, поставив все точки над i, досконально выяснив, что в имущественной сфере хорошо и что плохо, что высоко и что низко, Господь тем не менее ставит это хорошее и высокое только в качестве идеала, не требуя от падшего человека его обязательного достижения.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.