10 (23) октября — День памяти преподобного Амвросия Оптинского
Поиски своего предназначения
Будущий великий Оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 4 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и его жены Марфы Николаевны. 12-летним Сашу (так его звали) отдали в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Через шесть лет учеба была успешно окончена, но Александр не стал поступать в Духовную академию, не стал он и священником… Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного училища.
В 27-летнем возрасте, мучаясь укорами совести о невыполненном им обете, данном Богу в последнем классе семинарии — постричься в монахи, если выздоровеет от тяжелой болезни, — Александр Михайлович тайно, даже не спросив разрешения епархиального начальства, бежит в Оптину Пустынь, бывшую тогда «огненным столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских ищущих света».
Насельники обители были великими подвижниками и молитвенниками за православную Русь. Александр Михайлович застал при жизни, можно сказать, самый цвет ее монашества, таких столпов, как игумен Моисей, старцы Лев и Макарий.
Амвросий Оптинский. Из книги Краткое сказание о жизни Оптинскаго старца иеросхимонаха о. Амвросия.- Москва. Типография М. Волчанинова, 1893.Автор Е.В. (? Ераст Кузьмич Вытропский)
Жизнь в Оптиной
В апреле 1840 года, практически через год после прибытия, Александр Михайлович Гренков принял монашество. Он активно включился в будничную жизнь обители: варил дрожжи, пек булки, целый год был помощником повара. Через два года он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. (Мантия — это так называемая малая схима, а схимническое пострижение отцы-подвижники называли вторым крещением, когда с человека снимаются все грехи). Через пять лет жизни в Оптиной Пустыни, в 1845 году, 33-летний Амвросий стал уже иеромонахом.
Здоровье его в эти годы сильно пошатнулось, и в следующем году, будучи неспособным к выполнению послушаний, он был вынужден выйти за штат и стал числиться на иждивении обители. Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму.
Но неисповедимы пути Господни — через два года, в 1848 году, неожиданно для многих больной стал поправляться. Как говорил впоследствии он сам: «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока болезнь не принесет им настоящую пользу».
Не только телесными немощами воспитывал Господь в эти годы дух будущего великого старца — особенно важным для него было общение со старцами Львом и Макарием, которые, провидя в Амвросии избранный сосуд Божий, говорили про него не иначе как «Амвросий будет великий человек». Прислушиваясь к мудрым наставлениям старца Льва, он в то же время очень привязался к старцу Макарию, часто беседовал с ним, открывая ему свою душу и получая важные для себя советы; помогал ему в деле издания духовных книг. Молодой подвижник, наконец, нашел то, чего давно жаждала его душа — он писал друзьям в это время о духовном счастье, которое открылось для него в Оптиной Пустыни.
Преподобный Амвросий Оптинский в келии (Шамордино)
Врачеватель интеллигенции
«Как на вершине горы сходятся все пути, ведущие туда, так и в Оптиной — этой духовной вершине — сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и служение миру во всей полноте, как его духовных, так и житейских нужд». К старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом… К ним шли те, кто запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда стремился тот, кто жаждал высшей правды, в этом «источнике живой воды» всякий утолял свою жажду.
Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не раз и не два были там. Гоголь, Лев и Алексей Толстые, Достоевский, Владимир Соловьев, Леонтьев... — всех не перечесть. Ведь для русского человека старец — это человек, посланный Самим Богом. По словам Достоевского, «для души русского человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно, есть на земле там-то, где-то святой и высший — у него, зато, правда. Значит, не умирает она на земле, а стало быть, когда-нибудь и к нам придет и воцарится по всей земле, как обещано».
Старец Амвросий, благословляющий могилу первой Шамординской настоятельницы схимонахини Софии
Именно отцу Амвросию Божиим Промыслом полагалось стать одним из звеньев в ряду четырнадцати Оптинских старцев: после смерти старца Макария он стал на его место и в течение тридцати лет окормлял страждущие души.
Старец Амвросий появился в Оптиной Пустыни и приковал к себе внимание исключительно интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена западной философской мыслью. Бывший ранее сам душой общества, любивший все светское (он хорошо пел и танцевал), для которого «монастырь был синонимом могилы!», он лучше, чем кто-либо другой, понимал духовные искания интеллигенции и самой своей жизнью свидетельствовал, что избранный им путь есть идеал того счастья, к которому должны все стремиться.
Недаром сказано: «Сила Божия в немощи совершается» — несмотря на свои телесные страдания, приковывавшие его почти всегда к постели, старец Амвросий, к тому времени уже обладавший целым рядом духовных даров: прозрения, исцеления, дара духовного назидания и прочее, принимал ежедневно толпы людей и отвечал на десятки писем. Такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами, здесь явно присутствовала животворящая Божественная благодать.
Среди духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. А благотворительность была просто его потребностью — старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих.
Любимое «детище»
В последние годы жизни старца в двенадцати верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Строй обители, ее порядки — все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигало тысячи человек. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и больница.
Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины — в октябре 1891 года, на 79-м году жизни.
Ольга Глаголева
Икона над ракой святого старца Амвросия мироточит
Афоризмы старца Амвросия
• «Мы должны жить так, как колесо вертится — чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».
• «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!»
• «Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания».
• «Правда груба, да Богу люба».
• «От ласки у людей бывают совсем иные глазки».
• «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение».
• «Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет».
• «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
• «Лицемерие хуже неверия».
• «Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя».
• «Самолюбие наше — корень всему злу».
Источники изображений: www.optina.ru, Яндекс-Фотки
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.