Искусствовед Мария Голдинова повествует об истории чудотворной иконы Святого Афона
Вчера в православных храмах молитвенно вспоминали икону Божией Матери, именуемую «Троеручица»:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице,
велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая,
яко веру истинную - надежду несумненную показавшему!
( Молитва Божией Матери пред иконой Ее Троеручица).
История чудотворной иконы «Троеручица», находящейся в Хилендарском монастыре на Святой горе Афон, соединена с жизнью преподобного Иоанна Дамаскина, ревностного защитника иконопочитания, а само появление этого образа свидетельствует об истинности православного иконопочитания. В память о чудесном исцелении по молитве Богоматери его отсеченной руки, преподобный Иоанн украсил свою келейную икону сделанной из серебра десницей, что послужило основой иконографии чудотворного образа Богоматери «Троеручица».
Став на защиту православного иконопочитания, преподобный Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы", первый из которых был ответом на иконоборческий указ греческого императора Льва III Исавра. Уже тогда преподобный видел, к чему ведет отрицание икон. «…Если ты делаешь изображение Христа, а святых никоим образом, -писал он в Первом послании, - то ясно , что ты запрещаешь не изображение, а чествование святых.<…> Ты предпринял войну не против икон, а простив святых». Обличающие иконоборцев мудрые и точные слова преподобного Иоанна привели императора-иконоборца Льва в ярость. Святой Иоанн не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить, и император прибег к клевете. По приказанию Льва Исавра от имени Иоанна было составлено подложное письмо. Преподобный был оклеветан перед государем и обвинен в измене. Не разобравши дела, князь приказал отсечь святому кисть руки, писавшей изменническое письмо и повесить ее на площади.
Через близких друзей страдалец послал к князю моление о возвращении ему отрубленной кисти: « Умножася болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Затворившись в комнате, он долго со слезами просил Богородицу об исцелении и уснул в изнеможении, приложив отсеченную мертвую руку к суставу. В тонком сне он увидел Богородицу и услышал Ее голос: «Не скорби более, вот, рука твоя теперь здорова». С того дня на руке святого, во свидетельство чудесного исцеления, остался небольшой след наподобие кровавой нити, признак усечения. Так, Сама Богородица, исцелив, благословила преподобного Иоанна Дамаскина на защиту иконы, а миру, к посрамлению иконоборцев, было явлено новое чудо по молитве перед Её святым Образом.
Исцелившись, преподобный продолжил письменно и устно поражать иконоборческую ересь, сторонники которой требовали уничтожения священных изображений, тем самым отрицая почитание святых.
Так «для чего же существует изображение? - вопрошает преподобный Иоанн в своем третьем письме и отвечает, - чтобы, при помощи делаемых известными и торжественно открываемых [через посредство икон] предметов, мы распознали то, что скрыто, и возлюбили прекрасное и соревновали ему, от противоположного же, то есть зла, отвратились и возненавидели его».
Хочется вспомнить одно из самых вдохновенных песнопений, полное тонкой неотмирной поэзии - «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», особенно любимое на Руси, бывшее источником иконографического творчества времени расцвета русской иконы. Как говорит предание, оно было написано преподобным Иоанном, и вся жизнь святого была отзвуком этого благодарственного богородичного гимна.
Вспомним и ещё одно чудо, бывшее в иконоборческие времена от Иверской иконы Богоматери. Посекший мечом Её иконописное изображение воин-иконоборец с ужасом увидел, как из раны на щеке Богоматери выступила кровь. Прозрев он понял, что нанес удар не по изображению, но Самой изображенной на иконе Богородице.
Подобно этому случаю, в Афонской Хилендарской обители, при избрании очередного игумена, икона Богоматери Троеручица перенеслась по воздуху на игуменское место. Тем самым, через образ, Богородица вновь явила Свою волю – быть игуменьей монастыря. До настоящего дня Хилендарем управляет инок-наместник, а от иконы иноки принимают благословение, как бы от игумена, получая его у Самой Богоматери.
Чудотворные списки с Афонской святыни известны по всей России: в Москве, в храме Успения в Гончарах, в Белобережской пустыни под Брянском, в Акатовом Алексеевском монастыре в Воронеже, в Сухотинском монастыре под Тамбовом, в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.