Евангелие – поистине удивительная книга. За, казалось бы, простым повествованием тут скрывается бездонная глубина. В том числе, в Евангелии можно найти удивительно емкое имущественное учение. Не пытаясь объять необъятное, мы предлагаем несколько непритязательных заметок по евангельской имущественной этике.
Евангелие – книга, которую зачастую понимают по-разному. Например, сколько раз утверждалось, что Евангелие не одобряет общественную собственность, но зато вполне лояльно относится к собственности частной. Однако читаем – и ничего этого не находим… Более того, выясняется, что все наоборот – в Евангелии Вы не найдете ни одного фрагмента, оправдывающего частную собственность или говорящего о ее необходимости для жизни христиан. Ни одного!
Причем, основание этого тезиса очень простое: если бы такие фрагменты в Евангелии были, то о них бы кричали на каждом углу. Ибо их уже в течение двух тысячелетий ищет громадное число апологетов частной собственности всех номинаций – и католики, и протестанты, и православные, и все прочие – ищут, но до сих пор не нашли! А стало быть, их нет вовсе.
«Но уж неужели так ничего и не нашли?» – усомнится читатель. Ведь в Евангелии вопрос собственности затрагивается довольно часто. Давайте предоставим слово знатокам. Один из них – отец Иоанн Восторгов, новомученик российский, человек, специально изучавший имущественную проблематику с церковной точки зрения, непримиримый критик социализма. Вот что он пишет о евангельских «имущественных» текстах в своем «Противосоциалистическом катехизисе»:
"Вопрос: Что говорят об отношении Иисуса Христа к собственности эти тексты Евангелия?
Ответ: В этих текстах говорится, что Иисус Христос подтверждает Закон Моисеев и, в частности, десятословие, а десятословие охраняет частную собственность: "не укради" (заповедь 8-я) и "не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего" (заповедь 10-я). Слова эти как бы нарочно направлены против социализма и его вожделений".
Разумеется, тут острие критики направлено против атеистического социализма, призрак которого гулял в то время по России. Но мы обратим внимание на два момента.
Во-первых, о. Иоанн во всем Евангелии не нашел ничего другого, кроме ссылки на Ветхий (!) Завет. Иначе говоря, ни в одном специфически новозаветном речении Христа апологии частной собственности он не усмотрел.
А во-вторых, оба аргумента, оказываются, бьют мимо цели. Заповедь «не укради» относится как к частной (личной) собственности, так и к общественной. Кстати, в Советском Союзе за кражу общественной собственности давали бОльшие срока, чем за кражу личной. Что же касается 10-ой заповеди, то там не даром указано «не пожелай жены ближнего твоего». Это означает, что суть заповеди – не в отношении к собственности (жена – это не собственность), а в зависти. Именно так – «не пожелай» – толковали эту заповедь все святые отцы.
«И все же все высказанное автором сомнительно», – скажет читатель. – «Хорошо бы убедиться в этом непосредственно на евангельских текстах». Что ж, давайте еще раз, но уже внимательно и вдумчиво читать эту великую книгу. И следующую заметку мы посвятим евангельским фрагментам, в которых, казалось бы, Спаситель говорит о богатстве и собственности в положительном ключе.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.