переправа



«Луна в нощи»



Опубликовано: 24-07-2016, 10:49
Поделится материалом

Вера


«Луна в нощи»

 

11 (24) июля день памяти святой равноапостольной княгини Ольги

 

С каждым прожитым годом я все чаще мысленно обращаюсь к святой Ольге — прошу ее помощи и святых молитв. И хотя ее имя обросло легендами (что совсем неудивительно за прошедшие тысячу с лишним лет), хотя документальных свидетельств ее жизни почти не сохранилось, а в летописях немало преувеличений и неточностей, мне все-таки очень хочется представить, какой была она, та первая Ольга, Великая княгиня руссов, имя которой я ношу.

 

«Луна в нощи»

 

Ольга-язычница

 

Родилась Ольга примерно в 887 году. Русские летописцы расходятся во мнении о происхождении и месте рождения великой княгини. Наиболее правдоподобно предположение, что она была обрусевшей варяжкой — в летописях ее называют не иначе как Хельга или Эльга (по-русски — «святая»). Ольга была красива и необыкновенна умна. Недаром будущий великий Киевский князь Игорь, увидев ее и поговорив однажды, именно к ней, в Псковскую землю, за тысячу километров, прислал сватов. Так неожиданно стала она великой княгиней Киевской.

 

Счастье материнства пришло к Ольге поздно — долгожданный сын Святослав был единственным ее ребенком. Князь Игорь правил долго, целых тридцать три года, и почти все время проводил в походах и набегах. Через три года после рождения сына, в 945 году, во время очередной военной кампании он погиб… В «честном вдовстве» прожила княгиня Ольга почти четверть века и почти два десятилетия, за малолетством Святослава, управляла Киевской Русью.

 

Первым делом язычница-Ольга жестоко наказала древлян за убийство мужа: по ее приказу были заживо закопаны в землю два посольства древлянской знати, перебиты пять тысяч древлян, сожжен дотла их главный город Искоростень.

 

«Эльга, Эльга!» — звучало над полями,

Где ломали друг другу крестцы

С голубыми, свирепыми глазами

И жилистыми руками молодцы.

 

«Ольга, Ольга!» — вопили древляне

С волосами желтыми, как мед,

Выцарапывая в раскаленной бане

Окровавленными ногтями ход.

 

И за дальними морями чужими

Не уставала звенеть,

То же звонкое вызванивая имя,

Варяжская сталь в византийскую медь.

 

Все забыл я, что помнил ране,

Христианские имена,

И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани

Слаще самого старого вина.

 

Николай Гумилев.

 

(Такую ее жестокость трудно понять, ведь Ольга не могла не знать, что Игорь поступил с соседями несправедливо: не удовольствовавшись древлянской данью, он потребовал ее вторично, чем вызвал их гнев и ярость, приведшие к его гибели). Ну а коль скоро князь Игорь был отомщен, теперь можно было заняться доставшимся ей «хозяйством».

 

Как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси вошла в историю Ольга Богомудрая. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустроения и упорядочения жизни подданных. Ольга устанавливала размеры дани, ставила погосты (места сбора дани) — опорные центры княжеской власти, назначала места для ловли птиц и зверей, судила мудро и справедливо. И все сама, как истинная хозяйка, за что приобрела всеобщую любовь и славу мудрой правительницы.

 

При ней начинается каменное строительство в Киеве. Русь становилась великой державой. Лишь два государства — древняя Византийская империя и королевство саксов на западе — могли в те годы соперничать с нею. Жизнь «начальницы земли Русской» проходила в трудах и заботах...

 

Ольга-христианка

 

Через десять лет после смерти мужа Ольга решила посетить Царьград, чтобы напомнить гордым «ромеям» о победоносных походах руссов. Да и тайная цель была у княгини — она решила стать христианкой, принять Святое Крещение в тогдашней столице христианского мира. И вот, преодолев трудности опасного и длительного пути, в июне-июле 957 года Ольга с огромной свитой (более ста человек) прибыла в Царьград. Сам патриарх Феофилакт совершил над ней Великое Таинство, дав имя святой равноапостольной царицы Елены — распространительницы христианской веры в Римской империи (вполне правдоподобно, что вместе с Ольгой крестились и многие из ее спутников).

 

Княгиня Ольга не ограничилась только своим крещением. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга-Елена приняла христианство как миссию: как когда-то святые апостолы, обошла она многие области земли Русской с проповедью Христа и многих обратила к Нему (потому и назвали ее «равноапостольной»). Она уничтожала идольские капища в своих дворцах и поместьях; воздвигала храмы — святителя Николая и святой Софии в Киеве (960 год), во имя Святой Троицы во Пскове, Благовещения в Витебске. Конечно, это были небольшие деревянные церковки, скромные и по внутреннему убранству, но, по образному выражению протоиерея Виктора Ильенко, «эти первые на Руси храмы, словно свечечки, зажженные Ольгиной рукой, светили тихим светом Христовой веры и звали наших предков обратиться от идолов, чтобы служить Живому и Истинному Богу».

 

Как писал древний автор, святая Ольга «разумевши Бога истинного, Творца небу и земли, и принявши крещение, требища бесовские (идольские капища) сокруши и нача жити о Христе Иисусе, возлюбивши Бога всем сердцем, всей душею и пойде вслед Господа Бога, всеми добрыми делы осветившися, нагия одевающи, жаждныя напояющи и странныя (странников) упокоявающи, нищия и вдовицы и сироты, вся милующи и потребу (необходимое) дающи всяку, с тихостью и любовью сердца».

 

Только, к своему великому огорчению, не могла Ольга уговорить сына своего Святослава принять христианство. Воин-Святослав на все увещевания матери отвечал одно: «Надо мной будет смеяться моя дружина». Как и отец, проводя почти все время в военных походах, князь Святослав редко бывал в Киеве. Поэтому в его отсутствие, будучи уже в преклонных годах, святая Ольга фактически оставалась главной правительницей столичного града и всего государства. Да и семейство Святослава было на ее руках. Внукам — Владимиру, Олегу и Ярополку — отдала святая Ольга всю свою душу, познавшую Истинного Бога. Здесь ее труды были не напрасны — в частности, в летописях об Ярополке упоминается такими словами: «Бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяще христиан». А через двадцать лет после кончины Ольги младший ее внук, великий Киевский князь Владимир, стал Крестителем Руси.

 

Остаток своих дней княгиня Ольга посвятила постам, молитвам, заботам о больных и бедных… Но когда весной 969 года Киев осадили печенеги, престарелая Ольга (ей было за 80!) в отсутствие Святослава сама возглавила оборону столицы Руси. И руководила киевлянами до тех пор, пока не увидела спешившего им на помощь сына.

 

Это было последним делом ее жизни — в середине лета, немного поболев, великая княгиня скончалась. Была погребена, как и завещала, по христианскому обряду.

 

Как писал Нестор-летописец, Ольга «предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным. Как луна в ночи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь».

 

Ольга Глаголева

 

«Луна в нощи»

 

Метки к статье: Глаголева, Святые
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "«Луна в нощи»"
Имя:*
E-Mail:*