Борис и Глеб (фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Дионисий 1502—1502 годы)
М.О. Да… эта земная жизнь – она ничего не стоит. Она ничего не дает, если духовными богатствами себя не просветить, не наполнить.
С.Ю. Конечно, перед его глазами и перед нашими стоит образ такого же молодого человека, красивого, очень доброго, ласкового, который находится в прекрасном саду, и он думает: может быть, все-таки мимо пронесет Бог эту чашу? Может быть, не надо так ужасно идти… через страшное распятие?
М.О. Да… все время… этот параллелизм все время идет.
С.Ю. Это страшное мучение… может быть, все-таки как-то удастся дальше жить, не так страдать, не так ужасно мучиться на кресте? Может быть, не надо? Такое сомнение описано в Евангелии, когда Христос, молодой красивый человек, очень добрый, очень ласковый…
М.О. Очень любимый всеми, кто его знал…
С.Ю. И совсем не повинный в каких-то ужасных преступлениях… и никаких грехов у него нет, а он знает, что должен не просто пойти на смерть, а на смерть чрезвычайно мучительную… Есть фильм замечательный … Гибсона, где эти муки показаны в полном натурализме, как они были на самом деле…
( дети подтверждают: да! видели! страшный фильм!)
С.Ю. Вот об этом знает Христос… он видел, как римляне мучают приговоренных к смертной казни. И он знает, что это с ним будет. И как же так? Жалко как самого себя! И все-таки он принимает решение – ЭТО осуществить. Даже Христос, Бог, и тот жалеет свое тело, которому будет так больно, свою судьбу земную, молодость и красоту… Даже Христос, даже сам Бог! Борис здесь очень похож на Христа. И дальше – все это очень похоже. Там же описано подробно, как он умирает. Он умирает прямо как мученик. Не сразу, раз – и в сердце. Он умирает и никак умереть не может. Его убили, а он – опять живой. Еще живой… еще…
М.О. И люди, близкие ему, гибнут вокруг.
С.Ю. Это ж сколько времени длилось все! Все это мучение. Как настоящие крестные муки. Так долго не умирало его тело, сопротивлялось его тело – остриям, которые в него вонзались. Пока, в конце концов, не убили его.
МАША А. В прошлый раз мы говорили о том, что этот монолог … ну, сильно приукрашен…
М.О. Так речь-то шла о том, что … может ли человек в такие минуты – так говорить? Даже во внутренней речи? Может ли он думать так – в такие минуты?
ЛЕНА. Может быть, через некоторое время…
МАША Б. Речь там идет об ИДЕАЛЬНОМ герое!
Борис и Глеб с житием. 2-я четверть XIV в., ГТГ
М.О. Никто ведь не знает, как все было на самом деле. Поэтому мы можем сделать предположение, что автор этого произведения – жития – показывает нам, как должен себя вести истинный христианин… и, конечно же, параллель с Христом – отчетливая. Рядом выстраивается – другая линия. Линия Святополка. Давайте же почитаем дальше…
СЕРЕЖА (читает) «Святополк же… чтобы одному захватить всю власть».
М.О. Сережа, как ты думаешь, есть ли какая-то связь между тем, что думают, помышляют, как ведут себя – Борис и Святополк?
СЕРЕЖА. Конечно. Проклятие… и там еще появляется дьявол… Дьявол появляется, как только Святополк начинает действовать.
М.О. Борис возлагает все свои надежды на Бога… а Святополка захватывает дьявол.
С.Ю. Бог не общается с Борисом. Он не отвечает Борису. А дьявол…
М.О. Уловляет…
С.Ю. Ведет себя очень активно… а Бог ведь вовсе нет.
М.О. «Когда увидел, что Борис надежду возложил на Бога, то стал строить козни и уловил Святополка…». Слушайте, а на самом деле Святополк – ХОТЕЛ УБИТЬ Бориса?
МАЛЬЧИКИ. Нет… хотел!... он хотел только престол завоевать… неизвестно…
М.О. Неизвестно, хотел ли он убить Бориса… это Борис так подумал… а нам ведь ничего еще не говорится до той минуты, пока его дьявол не уловил, мы не видим прямых указаний, что Святополк действительно замыслил его убить. Вот же говорится, как Святополк подкупил киевлян… склонил на свою сторону дарами… а Борису же послал такую весть (читает)… правды не было в его словах, но что он там замыслил – неизвестно.
ДЕНИС. Может, в монастырь Бориса услать…
М.О. Может, Святополк только по наущению дьявола… А – нет! «угадал он помыслы Святополка»… Это дьявол «притянулся» на злые помыслы Святополка, хотел, сам хотел Святополк убить Бориса… нет ему оправдания! Даже такого.
С.Ю. Автор нам даже не дает возможности подумать, что Святополк не хотел убивать.
М.О. Да! видите, нашу безумную гипотезу это произведение не принимает! Автор мотив сознательного убийства даже усиливает: не только Бориса Святополк хочет убить, но и остальных братьев.
СЕРЕЖА. Дьявол уловил недобрые помыслы Святополка и решил добавить к ним свои.
С.Ю. Да! Усилить, усилить то, что уже было (читает «Сказание…»). Дьявол в этом убийстве выступает, как очень проницательный… дух. Он угадал помыслы… Святополк еще ничего никому не сказал, а мысли его угадал проницательный дьявол.
В. М. Васнецов. Акварель «Святополк окаянный». Дом-музей В. М. Васнецова
М.О. А дальше – с Борисом начинают говорить его дружинники. В летописях мы уже встречались с такими вещами: когда недовольная дружина пытается воздействовать на князя, склонить его к чему-то. Помните? Дружинники могут упрекнуть своего князя… как дружина Игоря подбивала идти на древлян.
СЕРЕЖА. Святополк-то людей к себе чем привлек…
М.О. Да – подкупил, всячески одарил… склонил симпатии киевлян на свою сторону. И дружина говорит Борису: поди, сядь в Киеве на отчий княжеский престол. Ведь все воины в твоих руках. Смотрите – вот еще столкновение. Нормальные люди, нормально, обыкновенно мыслящие, как все тогдашние люди, - и Борис, который поступает совершенно нелогично. Они видят, что что-то происходит и говорят ему: Борис! У тебя войско, иди – займи престол!
С.Ю. У того – тоже войско. Войско и у Бориса, и у Святополка. «Все воины» не означает, что это абсолютно все киевские воины. «Все воины» - это значит, твоя дружина тебе верна. Но мы только что прочитали, что в Киеве тоже есть дружина, достаточно сильная…
М.О. Путьши вот этого – Путылы…
С.Ю. И речь пойдет о гражданской войне, о смуте… обязательно! Не так, что прийти, занять – и все, а нужно сначала повоевать. Еще как! С верными Святополку киевскими дружинниками.
М.О. Но они привыкли к этому. Дружина Бориса этого не боится.
СЕРЕЖА. Чтобы собрать свою дружину, Святополк связался, видимо, с хитрым и коварным человеком… это видно из имени его – Путыла… Сразу ассоциация такая…
С.Ю. Это имя … «перпендикулярно» остальным, красиво звучащим именам, доселе произносимым, и плохих, и хороших героев… Речь шла все-таки о благородных людях. Пусть он и плохой, но он все-таки – Святополк. Знаете ли… А здесь – ПУТЫ-Ы-ЛА… Явно такое мужицкое грубое словечко… вульгарное.
М.О. Да… дружины, конечно, разные. У Бориса – отборное киевское войско, у Святополка – всякий сброд, что не умаляет его храбрости и силы, между прочим. Но… во всяком случае, дружина Бориса готова сражаться. Она к этому привыкла. Это обычные люди своего времени. А слова Бориса кажутся им удивительными.
С.Ю. Тут еще серьезная вещь. А если он отказывается – что с ними будет? Может быть, их уничтожат? Потому что, так-то они еще, может, и победят, а вот так, если они разошлись, они же … становятся вне закона. Они же в глазах Святополка запятнали себя тем, что были с Борисом.
СЕРЕЖА. И они решают дезертировать.
С.Ю. Их судьба очень тяжела, потому что те, которые в Киеве, на них всегда будут смотреть с опаской.
ДЕНИС. Дружинники говорят: лучше иди и займи.
Святой Борис. М. В. Нестеров. Владимирский собор в Киеве
М.О. Да! Пока не поздно! Но Борис – непреклонен. И дружина – оставила его. Он остался только с самыми ближними отроками. Летописи, кстати, сообщают, что дружина Бориса вообще перешла на сторону Святополка – предала Бориса, но здесь этого не говорится; воины просто разошлись, кто куда. (читает «Сказание…»). Борис удаляется в шатер, начинает молиться, вспоминает святых мучеников… «… и веру сохранить, и приуготовленный венец принять». Смотрите, он ведь, собственно говоря, до такой степени уже знает, что с ним вот-вот произойдет… А ведь Святополк его призвал, он велел сказать ему: брат, приходи, я тебе еще земли дам. И Борис с самого начала ему не верит…
С.Ю. Но сопротивляться не хочет.
М.О. Не хочет. Идет, как овечка на заклание…
С.Ю. Пострадать он хочет. Ведь мог бы уйти… куда-нибудь… хоть в монастырь, что ли. Нет, и этого он не делает.
М.О. Он в своем шатре устраивает маленькую молельню. С ним священник. И он начинает непрерывно молиться. В предчувствии конца. И тут же автор «Сказания…» переходит к описанию самих убийц.
ДЕНИС (читает «Сказание…) «Посланные же Святополком пришли на Альту этой ночью… получил весть о готовящемся убиении его».
М.О. А что значит – получил весть? Какую весть, как он получил весть?
МАША А. Может, какой-нибудь шпион к нему пришел?
М.О. Непонятно. Что это за весть была?
СЕРЕЖА. Да от самих убийц получил.
М.О. Как?
СЕРЕЖА. Поиздеваться над ним захотели – вот и послали … весть.
М.О. Ну, как это? Может быть, он просто почувствовал?
ДЕНИС. Бог ему послал сигнал, что его сейчас убьют…
М.О. Сигнал… не знаю. Он просто, видимо, почувствовал. Он был в таком напряжении все это время – он не мог не почувствовать, что петля затягивается… смотрите, как Чичибабин это показывает: Меч навострил Святополк окаянный, Дышат убивцы за каждой березкой… человек ждет, что сейчас что-то произойдет, он буквально слышит, как они – шаг за шагом – приближаются… дышат, дышат, дышат по сторонам…
С.Ю. Он – воин! Он видит такие вещи. Он же не первый раз воюет. Он видит, понимает, что происходит. Он ведь военный человек! Профессиональный военный человек. Офицер! Рыцарь!
М.О. Сморите, какая градация идет: сначала весть получил, потом – «и услышал он зловещий шепот…
ДЕНИС (подхватывает и читает молитву Бориса). «… и, сказав это, опечалились».
М.О. Смотрите, как интересно показано – сначала он только весть получил, потом услышал зловещий шепот… и по мере нарастания угрозы, молитвы его становятся все горячее и горячее, и уже люди вокруг него начинают молиться и плакать…Вот это кажется мне совершенно невероятным! Шатер. В шатре отроки и приближенные. Он все время молится. Он чувствует приближение смерти. И это ощущение близости убийц все время нарастает… вот уже слышен шепот… вот они уже здесь на пороге … и – НИКТО! – не только Борис, а вообще никто – не делает ни малейших попыток ни воспротивиться, ни убежать. Это мне напоминает недавний случай… группа сектантов заперлась где-то под землей…
ДЕНИС. Зарылись в пещеру…
М.О. Да! И ждут…
С.Ю. Но Борис-то не был сектантом. Он ведь только что воином был! На печенегов ходил. Всех поганых давил и рубил… и уничтожал вообще огнем и мечом. Это не монах. Это воин! Он – паладин, рыцарь, который великолепно умеет драться, убивать и убивал многократно! Врагов своих на поле битвы. И вдруг он ПРЕВРАЩАЕТСЯ – быстро превращается из рыцаря в страстотерпца.
М.О. В мученика.
( дети возбужденно шумят – сразу все, отдельных реплик не разобрать; их действительно такой поворот разговора задел за живое!)
ДЕНИС. Он понимает просто, что сопротивление бесполезно, что Святополк вряд ли подошлет несколько человек… он ведь намерен наверняка его убить.
М.О. А тут сказано, сколько их было… прямо перечислены имена! Смотрите, какие! Замечательно, Сережа, что ты обратил на это внимание. Теперь действие развивается очень быстро. Это моментально происходит. Вдруг увидел – блеск оружия, обнаженные мечи, и без жалости пронзено было святое тело честного и блаженного Христова страстотерпца Бориса. И конкретно сказано, кто его поразил копьями – Путьша, Талец, Еловец и Ляшко.
С.Ю. Противные имена.
ДЕНИС. Путьша на Путылу сильно похож.
С.Ю. Бандитские имена. Не дворянские имена.
М.О. И тут же начинают чудеса героизма проявлять люди Бориса! Отрок Георгий… «видя это…» (читает) Кстати, обратили внимание – здесь очень часто повторяется слово «любовь», «любимый»? На одном полюсе – любовь, герои все время взывают к любви… Здесь все время любовь.
МАША Б. В ней нет страха.
М.О. Да! Которая ничего не боится, никого ни в чем не попрекает. И тут - проявление этой любви, когда отрок бросается на тело умирающего Бориса и закрывает его собой.
Святой Глеб. М. В. Нестеров. Владимирский собор в Киеве
С.Ю. Витязь мог бы меч взять – и хотя бы защищаться от ударов. Он же великолепный воин. Он не хочет брата убивать… не надо! Но он мог бы защитить жизнь свою, защитить отроков своих… мог бы! Он и этого не делает.
М.О. Так и отрок его не стал драться. Помните, как за тело Патрокла сражались ахейцы?
С.Ю. Это же не брат его пришел, а пришли откровенные разбойники! Он и их трогать не хочет. Это же явное отребье… Бандюганы какие-то.
( Дети, перебивая друг друга, что-то пытаются Сергею Юрьевичу доказать. Эмоциональный градус в классе достигает, кажется, апогея…)
ДЕНИС. Но это же свои, русские люди!
М.О. Мне кажется, так логика здесь развивается – в логике этого произведения по-другому быть не может!
ДЕНИС. Это – крещенные люди, христиане. Борис не хочет убивать христиан.
МАША Б. Да нет! Не в этом дело! Если бы на тебя напали, ты что – сидел бы и ждал, когда тебя убьют?!!
С.Ю. Это – рыцарь. Есть рыцарский кодекс чести. Это средневековый рыцарь. На него напали мужланы. Христиане – не христиане. Какая разница? Вы посмотрите, как ведут себя убежденные христиане во Франции в то же время! Христиане, верующие в Бога. Если на них нападают – они дерутся. У них дуэли. Поединки. Они за Прекрасную Даму могут сражаться.
ДЕНИС. Они католики. А Православные – наоборот.
( общий шум возмущения-одобрения-потрясения…)
М.О. Ладно! Скажем одно только – БОРИС ВЕДЕТ СЕБЯ НЕОБЫЧНО.
С.Ю. Необычно. Не в логике даже и православного рыцарства.
ДЕНИС. В католическом кодексе все было четко расписано – кого и когда надо уничтожать.
М.О. А в Православии нет такого?
ДЕНИС. А в Православии нет. Врагов надо обращать в свою веру!
С.Ю. Но это же не значит, что в Православии не было идеи рыцарства, не было идеи битвы за веру!
М.О. Да мы уже и в этом произведении это увидим! Нашелся брат один – Ярослав, который покарал Святополка! Еще как покарал! Тоже христианин.
ДЕНИС. Да в том-то и дело, что Борис поступает не как рыцарь, а как верующий человек. Который не хочет брать грех на свою душу. Убивать людей.
С.Ю. Но христианский рыцарь – это верующий человек. Христианский рыцарь.
ДЕНИС. Да.
С.Ю. Который воюет с другими христианскими рыцарями. Например, на поединке.
МАША Б. Так ведь здесь об ИДЕАЛЬНОМ христианине! Об ИДЕАЛЬНОМ! Он не может никого убить…
СЕРЕЖА. Может. Печенегов же убивал.
МАША Б. Но здесь так ситуация построена, чтобы подчеркнуть его идеальность… Вот напали на Русь печенеги, он же не себя защищает! А защищает Русь, страну, людей!
Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм
СЕРЕЖА. Марина Олеговна! Может, он хочет здесь быть подобным Христу?
М.О. Конечно, хочет!
СЕРЕЖА. Поэтому он и не сопротивляется и никого не убивает. Борис не говорит про братьев. А Глеб – явно говорит. Когда на ладью к нему полезли убийцы, он прямо говорит: не трогайте меня, братья! Глеб не считает их бандитами и мужланами, он называет их – братьями. Все русские люди – братья.
С.Ю. Вот представьте: вооруженный князь идет по городу, и на него нападают русские, свои … разбойники. Ребята! Но это ж князь- христианин… конечно, он будет свою жизнь защищать!!! Честь своих друзей будет защищать! Он же князь!
СЕРЕЖА. Так тут-то он уже поклялся…
М.О. Здесь он ведет себя не как князь, а как святой великомученик…
( дети прямо выдыхают всей группой – ДА…)
М.О. Он – мученик. И это, в общем, не такое уж простое дело, мученичество. Блаженный!!! Это нечто из ряда вон выходящее вообще! И нельзя поступок Бориса судить по меркам рыцарского кодекса! Хоть католического, хоть православного! Любого!
МАША Б. Нет… на самом деле, может, настоящий, реальный Борис и отбивался, но в житии написано ТАК! Я согласна, что как-то уж ОЧЕНЬ странно, что на тебя нападают, а ты сидишь и ждешь, пока тебя убьют. Инстинкт самосохранения должен же сработать!
С.Ю. Ведь и отроков его убивают! Так ужасно…
М.О. Как описана смерть его любимого отрока Георгия… ему голову отрубают ради гривны, которая была у него на шее. На глазах раненого, истекающего кровью Бориса.
СЕРЕЖА. Он бы, конечно, врезал им… но – не в этом произведении. Он же поклялся, что не сделает этого.
С.Ю. А с чего это он так изменился вдруг? Почему так поклялся? До этого же не клялся… а воевал себе спокойненько с печенегами и с другими христианами… что случилось с ним?
МАША Б. Нет… вот если рассматривать реальную ситуацию, о которой говорится в произведении, то вполне возможно, что Борис был … в шоке… когда люди уже просто не понимают, что делают.
М.О. Ага… ты хочешь сказать, что в тот момент, когда он узнал, что умер его отец, что Святополк так поступил, он впал в глубокий шок и просто уже не ведал, что творил?
С.Ю. Это хорошо? Это по-христиански?
М.О. Эта гипотеза как-то уж очень роняет Бориса в наших глазах. Я-то думаю, что автор его как раз показывает как вполне здравомыслящего, вменяемого человека, который сознательно избирает именно этот путь.
( дети начинают говорить наперебой)
М.О. Давайте – по очереди!
ДАНИЛА. Это ведь ЖИТИЕ, не забывайте! Автор пишет, как ДОЛЖНО быть! Как ДОЛЖНО – не значит, что так было!
СЕРЕЖА. Борис выбирает жизнь вечную – отрекается от мирской жизни: мы же читали! Выбирая гибель – он вовсе не умирал! Он не умер!
М.О. Автору «Сказания…» важно ИМЕННО ТАК показать это событие… ИМЕННО ТАК!
СЕРЕЖА. Именно поэтому Бориса и назвали святым, потому что он ведет себя как святой.
М.О. Он же с самого начала назван святым…
Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века)
С.Ю. Он же не просто рыцарь… он – мужчина. Мужчине крайне стыдно так себя вести. На тебя нападает дрянь всякая. Ты вооружен… Что ж – ты будешь говорить: ну, убивайте, бейте, и детей моих бейте, и священника моего бейте?!! Так мужчина просто не поступает. Никакой. Ни в какие времена. Как же так?
М.О. Скажите мне, а автор произведения одобряет такое поведение, которое так возмущает Сергея Юрьевича?
МАША А. Да! Однозначно одобряет.
СЕРЕЖА. Потому что он умер не смертью храбрых, а смертью блаженного мученика!
С.Ю. Смертью блаженного, да.
ДАНИЛА. Христос же не защищал своих учеников, апостолов.
САША. Их тоже мучили!
С.Ю. Конечно! Их страшно мучили! Они муки приняли. Еще какие!
ДАНИЛА. И Борис так же сделал…
М.О. По образу и подобию… И Андрей Первозванный… тот самый, о котором Кормильцев написал, как он с причала ловил пескарей. Кормильцев был не прав, потому что Андрей-то Первозванный как раз принял страшную смерть на кресте. И даже ему не гвоздями ладони пробили, а привязали к кресту, чтобы муки его продлить.
С.Ю. Помните, в Гефсиманском саду апостол Петр ухо отсек одному из римских солдат, которые пришли забрать Христа… и тем самым показал Христу: ну, мы же мужчины! Мы можем защищаться! Более того, мы вооружены! Мы можем защититься, этот маленький отряд разбить и уйти. В горы или еще там куда. Что мы делаем? И Христос же не разрешил Петру, заставил его вложить меч в ножны…
СЕРЕЖА. И еще… отроки его… ведь смотрите, с Борисом остались только те, кто в суть дела был посвящен.
ДЕНИС. Я не знаю, специально это так… или просто совпадение – в имени Георгий. Георгий – воин.
М.О. Скорей всего, не случайно это. Отрок по имени Георгий, который так вот страшно погиб.
СЕРЕЖА. Смотрите, Борис отказался идти на Киев. К дружине обратился: уходите все, кто хочет. Все, кто хотел, ушли. А приближенные его, те, кто предан ему был совершенно, те остались.
С.Ю. Понимая, что их ждет.
СЕРЕЖА. Они ЭТО приняли: что вместе с ним лучше умереть.
С.Ю. Да! Да, да.
М.О. Они готовы вместе с ним пострадать. Они разделяют его крест.
С.Ю. Да, очень красивая версия… они ведут себя, как его ученики, как апостолы.
МАША Б. Вы называете эту кровавую сцену красивой?
М.О. Да не сцена красивая… это ужасающая сцена. Версия красивая. Ох… не хочется мне сегодня расставаться с вами, очень уж разговор у нас интересный идет. Но – приходится. Потому что у меня через минуту начинается следующая пара.
С.Ю. Да! По доброй воле! Это ответ на мой вопрос, почему Борис не мог защищать этих мальчиков. Потому что эти мальчики по доброй воле – зная, что он будет так себя вести, с ним остались. Он их не обманул. Он не сказал им: мы будем защищаться до последней капли крови! Они знали, что не будут защищаться.
( звенит звонок, М.О. пытается дать домашнее задание, а дети и С.Ю. все еще спорят, спорят на ходу – и спор уплывает из класса куда-то в пространство коридора… занятие закончено!)
Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой (фрагмент иконы «Александр Невский со сценами жития», XIX век)
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ. Разговор о Борисе и Глебе продолжался полтора часа без перерыва – и еще продолжался бы, если бы не жесткая временная рамка: в класс уже заглядывали десятиклассники, пришедшие на следующее занятие. Я не припомню встречи, столь же психологически напряженной, – ну, разве что в первый год Лицея, когда в разновозрастной группе мы читали «Денискины рассказы» Драгунского. Все до того разволновались, что, казалось, температура воздуха в классе поднялась… хотя за окном трещал хороший сибирский мороз, градусов под тридцать! Мне кажется, мы с Кургановым удачно держали два полюса этого спора, причем, каждый представлял, в общем, не свойственное себе амплуа. Я – более как логик и филолог, С.Ю. – более, как историк и … «специалист по этике». И разговор с детьми чудесно вибрировал между нашими – полемически артикулированными – голосами. По-моему, эти полтора часа, в ходе которых мы просто «выложились» до отказа, дали моим двенадцатилеткам несравненно больше, чем любые рассуждения о патриотизме, нравственности, долге и любви. В этом воспитательная ценность таких «уроков-неуроков». Ко всему прочему на занятии отчетливо сопоставились два жанра древнерусской литературы – летопись и агиография. Сочинение светское и сочинение церковное. Не говоря уже об уйме фактических сведений, которые в этот диалог выплеснулись – без всякого нажима с учительской стороны. В этом образовательная, интеллектуальная ценность таких разговоров с детьми. Какая важнее – трудно сказать. Обе!
Спустя неделю группа дочитала «Сказание о Борисе и Глебе» до конца, спустя другую – вместе с учителем (со мною) прокомментировала и интерпретировала стихотворение Бориса Чичибабина. Некоторые – нарисовали иллюстрации к стихотворению. К сожалению, записать эти занятия мне не удалось. Но мы с ребятами сделали несколько очень интересных, на мой взгляд, выводов:
- о «троичной структуре» «Сказания…», в котором переплелись житие, антижитие и воинская повесть.
- о загадочной цели автора «Сказания…» - может быть, весь смысл этого жития – в обращении к Борису и Глебу: автор призывает их быть заступниками за ВОИНОВ-ХРИСТИАН на поле боя! Борис и Глеб – святые покровители воинов! Мы посмотрели иконы с их изображениями – оба брата с мечами!
- о сопоставлении подвига Бориса – с актом возмездия, совершаемым Ярославом: и тот, и другой одобряются автором жития, хотя по сути – противоположны.
Наконец, мы сопоставили фрагмент о бегстве Святополка от Ярослава – с фрагментом из «Страшной мести» Гоголя: бегство колдуна от небесного рыцаря. Как я это называю, «вытащили смысловую молекулу» - «братство – предательство – страшная месть». Дети пишут сочинения. Я их терпеливо жду.
Марина Саввиных
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.