Храм – это особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему.
С древних времен в Православной Церкви усвояются различные наименования:
1. Дом Божий, дом Господень – заимствовано из Св. Писания Ветхого Завета: Небо – престол Мой, земля же подножие ногу Моею; кий дом созиждите Ми, и кое место покоища Моего ( Ис. 66,1);
2. Царствие чертоги – с тех пор, как Константин Великий отдал несколько общественных зданий-базилик под церковь;
3. Экклезия – церковь – место собрания и самое собрание верующих (греческое);
4. Синод ( по-гречески), или собор, - синоним церкви, прилагавшийся к православным храмам в отличие от собраний еретических;
5. Дом молитвы – храм Мой храм молитвы наречется всем языком ( Мк. 11,17);
6. Трапеза- храм, построенный в честь мучеников на гробах , от обычая совершать литургию на гробах мучеников;
7. Апостолейон – в честь апостолов, профетейон – в честь пророков.
Одни храмы освящаются во имя Святой Троицы или одного какого-либо Лица Святой Троицы, другие во имя Пресвятой Богородицы, а некоторые – во имя Ангелов, апостолов, иерархов, мучеников, святого или святой.
Храмы бывают:
Ставропигиальные – находящиеся в непосредственном ведении патриарха;
Кафедральные – главные храмы епархиальных архиереев;
Приходские
Кладбищенские.
Излюбленными издревне формами храма, заключающими в себе глубокий символический смысл, были: продолговатая, наподобие корабля – означающая, что Святая Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном; крестообразная – означающая, что Церковь Христова через крест получила жизнь и силу; круглая – означающая вечность Церкви; восьмиугольная, в виде звезды – символически указывающая, что Церковь, как звезда, сияет благодатным счетом Христовым.
Верх храма венчается куполом, или главой, и знаменует собой невидимого Главу Церкви – Иисуса Христа. Наверху главы воздвигается крест, как знамя победы, которую вера Христова одержала над миром и всеми его кознями и гонениями.
Иногда на храме воздвигают две главы, означающие два естества (Божеское и человеческое) во Иисусе Христе; иногда – три главы во образ Святой Троицы, иногда пять глав, из которых средняя изображает Иисуса Христа, а остальные четырех евангелистов; иногда – семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов; иногда девять глав – девять чинов ангельских; иногда – тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцати апостолов, а иногда строят и большее количество глав.