Пасхальная заутреня в Малороссии. Николай Пимоненко. 1891
«Если бы смертному человеку дано было подняться в высоту небес и оттуда созерцать, что творится на Русской земле в эту священную и спасительную полночь, то перед его взором открылось бы чудное зрелище. Тихо спустилась на землю темная весенняя ночь. Смолкла суета земная, всё будто притаилось в ожидании чего-то великого, таинственного…
И вот там, где-то на беспредельном пространстве далекого Великого океана, наступает полночь. Она надвигается на пустынные берега нашей Камчатки и Сибири, и тут, в этих редко разбросанных селениях, где только есть храмы Божии, зажигаются огоньки, будто звездочки падают с небес; начинается торжественный звон небольших колоколов сельских церквей… Полночь быстро движется от востока к западу по необъятному пространству Сибири. За ней будто светлый поток течет по лицу родной земли — этот свет пасхальных огней, этот торжественный, победный звон…
Вот полночь перешагнула Урал, а за ним широкой волной светлая радость Воскресения залила всю Русь… Гудят тысячи колоколов, горят миллионы свечей, десятки миллионов православных русских людей ликуют духом в тысячах храмах Божиих. Настал праздников праздник — Светлое Христово Воскресение!
Всю ночь проводит народ в храмах Божиих, встает радостное весеннее солнце и будто само ликует и радуется, и играет лучами своими, пробуждая всю природу всё в той же всемирной радости о Воскресшем Спасителе…
Нигде в мире так светло не празднуется Воскресение Христово, как в Церкви Православной, и нигде так поэтично, так трогательно не выражается эта радость праздника, как на Святой Руси. У христиан Запада праздник праздников — Рождество Христово, у нас — светлое Христово Воскресение. Да так и быть должно. Ведь если бы Христос не восстал из гроба, то тщетна была бы и вера наша, как говорит апостол Павел, — мы были бы несчастнейшими из людей. Но воскрес Христос, и всё исполнилось света, всё обновилось, всё ликует победу над смертью, торжествует мир с Богом, с небом, и льется благодатный мир и светлая радость по лицу всей земли…»
Так проникновенно-трогательно сто лет назад (в 1911 году) писал выдающийся церковный проповедник, член Государственного Совета и Святейшего синода архиепископ Никон (Рождественский).
Отрадно, что и в наши дни мы наблюдаем схожую картину. Правда, не столь массовую и искреннюю (ведь не секрет, что многие участвуют в пасхальных крестных ходах, следуя непонятно откуда взявшейся «моде»), но все же весьма впечатляющую. Несмотря на все попытки советской власти уничтожить религию и священнослужителей «как класс». Вопреки библейской истине: «Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо, если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его…» (Деян. 5, 38–39).
Ну а чтобы полнее прочувствовать то, что испытывают все верующие люди в эту на удивление тихую и светлую ночь (проверено на себе не единожды!), перенесемся на без малого две тысячи лет назад в священный тогда для всех иудеев (а сейчас и для всех христиан планеты) город — Иерусалим, а точнее — в его окрестности: на гору Голгофу.
Евангельское повествование
В ночь на воскресение силой Своего Божества Господь наш Иисус Христос Воскрес из мертвых. Человеческое тело Его преобразилось, сделавшись нетленным и одухотворенным. Такое (выделено мной. — О.Г.) чудо было подвластно только Всемогущему Богу!
В этот миг сделалось великое землетрясение. С Неба явился Ангел Господень и отвалил от пещеры камень. Вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Римские воины, поставленные иудейскими начальниками в пятницу, сразу после погребения, у могилы Иисуса, от страха разбежались…
Ранним воскресным утром преданные ученицы Христа — благочестивые галилейские женщины поспешили ко гробу Учителя. Они хотели теперь уже безо всякой спешки, как подобает, помазать тело любимого Учителя благовонными маслами, или миром (отсюда и жены-мироносицы — то есть несущие миро), и тем воздать Ему последние почести.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона XV века.
Их не страшили ни сумерки только что нарождающегося утра, ни опасность дороги… Их волновал лишь один вопрос: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»
И вот перед ними пещера. Но что это? Камня нет (он лежит рядом) — вход открыт. Со страхом и трепетом женщины входят в нее. Их взору предстает… юноша в белоснежной одежде, сидящий на гробе Учителя, и пустые погребальные пелены. Мироносиц охватывает ужас, но Ангел успокаивает их: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет [ждет] вас в Галилее: там Его увидите…».
Мария Магдалина, Иоанна, мать Иакова Мария, Саломия и другие женщины со страхом и радостью великой побежали возвестить обо всем виденном ученикам Иисуса.
Ольга Глаголева
Метки к статье:
Автор материала: