Народ Божий представляет собой общность не от мира сего, общность скорее иррациональную, чем рациональную, никак не желающую втискиваться в прокрустово ложе политической схематики.
Как могучий, но изрядно потрепанный штормами корабль с полумертвой от голода и болезней командой, Россия входит в новое, духовное, и, не исключено, последнее измерение своего исторического пути ("последние дни"), к которому неприложимы мерки линейной логики. Здесь действуют иные, божественные силы и закономерности. Здесь мощно и зримо являет Себя Творец всему и вся, трансцендентный Бог, и с Ним — в режиме синергии — народная, человеческая сила, почти не различимая чуждым ей, по сути, ветхим (нерелигиозным) сознанием, но берущая свои истоки в духовных и генетических глубинах Святой Руси. Имя этой силе — Русская Православная Церковь.
Фундаментальная ошибка светской политологии состоит в том, что любое политическое явление, к каковым она относит и РПЦ, измеряется ею стандартным "академическим" аршином; народ же Божий представляет собой общность не от мира сего, общность скорее иррациональную, чем рациональную, никак не желающую втискиваться в прокрустово ложе политической схематики. Входящие в лоно Церкви люди не ищут благ мира сего — славы, денег, власти, наград, удовольствий и иже с ними, но в той или иной мере сознательно отказываются, бегут от них. Исповедуя принцип служения Христу и ближнему своему, они готовы ущемить даже собственные права (что звучит кощунственно для образованного либерала) и признают за собой одни обязанности. Как клетки единого тела, они добровольно и свободно объединены с этим телом — Богом — и между собой, создавая (это опытно знает каждый истинно верующий человек) непостижимые и недоступные для ветхого человека коммуникации и озарения. Таинство Божье — так наиболее емко и точно можно охарактеризовать этот феномен. Вот и не находим мы этой "общности" в реестре тех социальных сил, развитие которых так деловито исследует уважаемый С. Кара-Мурза; но все же странно, ей Богу! — криминальное сообщество им замечено, а народ Божий — нет!
Между тем, к сведению ученых мужей, именно он, народ Божий, как великая и новая общность любви и согласия уже определяет, и впредь будет определять исторические судьбы современной России. Именно эта общность (и только она!) по-настоящему растет и развивается в условиях апостасии и разочарования, на фоне натурального кризиса и распада всех прочих "социальных общностей", политических сил и идеологических платформ. Правда, рост этот тих и неприметен. Сравнить его можно с проклевыванием полевой травы в весенней распутице. Старый мир отходит в небытие, издавая коррупционное зловоние и изо всех сил цепляясь за избитые лозунги "свободы", "парламентаризма", "партийности", "прав человека" и прочая и прочая; новый — рождается в недрах его тихо и неприметно, собирая силы, энергии, знания и отвагу для решительного рывка к свету. Этот рост не регистрируется извне, ибо выбор между служением Богу или сатане, между светом или тьмою совершается в тайне, в глубинах индивидуальной человеческой души, недоступных внешнему наблюдению. Истинные параметры воинства Христова определяются тоже не количеством "штыков", не объемами подконтрольных финансовых потоков, не рейтингами или социологическими опросами, даже не наличными властными полномочиями — все это тлен и прах пред очами Божьими. Параметры эти, как утверждают Святые отцы Церкви, определяются объемом божественной благодати, вмещаемой в данный момент времени людьми, способными принять эту благодать. Таким образом, сила, мощь и боеспособность этого воинства зависит не от численных значений, а от того, в какой мере оно, по благочестию и святости жизни своей, способно проводить в мир силу и мощь Бога-Творца.
В патриотических кругах, близких к новому "православному ополчению", часто можно слышать упрек в том, что, де, народ Божий слишком пассивен, разобщен и никак себя политически не проявляет: не мечет бомбы в олигархов и изменников, не топчется в пикетах перед Госдумой, не созывает ополчение для похода на Кремль, не рвет горло на актуальных политических шоу. Но разве не ясно, что борьба наша не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной? Что человек с сознанием поврежденным, засоренным страстями и пороками (а этим "добром" мы все изрядно поражены) не способен что-либо исправить к лучшему не то что бы во внешнем мире, но даже и в самом себе? Что вообще конструктивно, со знанием дела изменить можно только то, что тобою же и создано; мы же, смертные, не создавали ни самих себя, ни окружающей природы. Автор всему этому — Бог, да не дерзнем, для своего же блага, присваивать себе Его функции! Ничего путного не выйдет — неужели еще мало доказательств?! Опираясь на свой 2000-летний опыт, православие решительно утверждает, что возрождение России не начнется раньше, чем возродится русский верующий человек формата Суворова и Ушакова, Александра Невского и Иоанна Кронштадского. И возродится он не на баррикадах, организованных многоопытными "кукловодами", а в нарождающихся по всей стране стихийных общинах, где предприниматели и чиновники, студенты и ученые, ведомые опытными духовниками, заново открывают для себя сияющие высоты победоносной отечественной веры. Они учатся пребывать во Христе, побеждать страсти, молиться, смиряться, носить тяготы друг друга, верить в Бога и всецело доверять Ему. "Наука из наук" — так называл это умное делание Иван Ильин, имея в виду не только чувственное — самое совершенное и, безусловно, наивысшее познание Всевышнего, но и умственное, волевое, мировоззренческое преображение человека в Боге, требующее от каждого соискателя предельного напряжения как интеллектуальных, так и физических сил.
Дух Святой дышит, где хочет. Доблестный генерал, ветеран двух чеченских конфликтов, пережив страшную депрессию, испытав ужас отчаяния и разочарования жизнью и самим собой, случайно в церкви выхватывает взглядом молящихся стариков с внучкой, и разом, навсегда, как солдат, приходит к Богу. Восьмидесятилетняя учительница на пенсии, оставшись одна с внуком на руках, разъезжает по отдаленным районам периферийной губернии с пронзительными беседами о воспитании и вере. Многодетный священник на свой страх и риск организует приют для освобожденных малолетних преступников. Преуспевающий бизнесмен, порвав с "зеленым змием", создает православную обитель для алкоголиков, наркоманов и престарелых уголовников. Волоколамский фермер собирает по Москве бомжей и возвращает к полноценной жизни…. Примерам этим несть числа. Их можно было бы продолжать и продолжать. Ростки новой жизни действительно напоминают разноцветье и всеохватность русского луга.
Православные общины-островки работают в непростых условиях. Весь строй современной жизни, все общественные институты и информационные поля настроены на то, чтобы подавить естественное стремление человека к Богу ("Душа человеческая — по природе христианка" — Тертуллиан), а если он все-таки духовно очнется — подсунуть ему какую-нибудь подделку из огромного числа лжеучений, изготовленных в тайных лабораториях духов злобы поднебесной и внедренных в мир через адептов тьмы, людей-функций (И. Ильин). Но, как известно, враг силен, но всесилен только Бог — отсюда и главная забота нашего воинства о едином на потребу, о том, чтобы, сохраняя живую и постоянную связь с Господом, даже "малое стадо" могло одолевать полчища врагов. По вере вашей да будет вам!
Александр Нотин
Источник изображения: http://www.patriarchia.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.