Мне 36 лет. Мне было 11, когда началась Перестройка. Мне было 16, когда с карты мира исчезла страна, в которой я родился – Советский Союз. Сегодня у меня де жа вю. Я снова вижу Перестройку, Перестройку-2. И мне страшно.
Тогда наше общее настроение в своих строках выразил великий В.Цой: «Перемен требуют наши сердца!», «Мы ждем перемен!». Тогда все мы хотели перемен. Нам все надоело – власть, которой мы не верили, идеология над которой мы смеялись, отсутствие свободы, которой мы так хотели. Мы ждали перемен и с восторгом слушали тех, кто эти перемены предлагал и осуществлял. Мы радовались митингам и акциям протеста, мы с восторгом слушали и смотрели разоблачительные сюжеты о преступлениях власти. Мы все - и взрослые и дети - кричали «долой совок!». Мы жаждали перемен и не слушали тех немногих, кто их боялся. Мы еще не знали, что перемены бывают к худшему.
Нас обманули. Нас поманили свободой, фильмами, полными прилавками, нам пообещали Дивный Новый Мир. А потом бросили нас в социальный ад 90-х. Мы не сразу поняли, что произошло. Мы с удивлением видели стариков, копающихся в мусорных баках. Ученых и музыкантов, торгующих колготками и презервативами. Подростков, нюхающих клей и предлагающих дешевый секс. Спивающихся отцов семейств, потерявших работу, самоуважение и надежду. И среди всего этого – новых хозяев жизни – бандитов на БМВ и Черокки. Они стали кумирами наших младших братьев. А нам стало страшно. Но было еще весело – ведь было много дешевого пива и спирта «Рояль». И было можно почти все – пить, блудить, заколачивать бабки. Я пошел работать вышибалой в бар и чуть не бросил университет – за одну ночь я зарабатывал столько же, сколько мой отец – профессор, доктор наук – за месяц. А однажды я увидел по телевизору репортаж о пенсионерах, замерзших насмерть в своей квартире. Им нечем было платить за коммунальные услуги и их отключили. А потом свет и тепло отключали уже в родильных домах. Это называлось «законы рынка» - нечем платить – подыхай или не рождайся.
Потом наступила «путинская стабильность» и мы все немного отрезвели. И долго пытались понять, что же с нами произошло. Почему все мы в конце 80-х – начале 90-х были как пьяные, почему не видели очевидных теперь вещей.
Теперь я знаю, что это было. Это был протестный ВАУ-импульс. В.Пелевин в романе «Дженерейшен Пи» точно назвал современное общество потребления оранусом или – по-русски – ротозадом. Это социальная система, существующая на базе простейшего пищеварительного цикла: зарабатываю деньги – трачу деньги. Своими клетками – отдельными людьми - она управляет через ВАУ-импульсы: оральный (хочу денег, бегу их зарабатывать), анальный (трачу деньги, хочу купить, получить, испытать) и вытесняющий (блокирующий мысли о смысле жизни и настоящих ценностях). Любой ВАУ-импульс отключает сознание (принцип реальности) и включает подсознание (принцип удовольствия). Но есть еще один – не описанный Пелевиным – протестный ВАУ-импульс.
Протестный ВАУ-импульс запускается тогда, когда ротозад готовится сожрать альтернативную социальную систему (это было в случае с СССР). Или одна большая ротожопа пытается сожрать другую, меньшую (именно это происходит сейчас). Протестный ВАУ-импульс - это эксплуатация справедливого возмущения. Любое общество и любая власть дают поводы для возмущений. В позднем СССР и нынешней России – этих поводов предостаточно. Люди возмущены и хотят перемен. И тогда начинает звучать лукавый голос агентов орануса - перестройщиков. Сначала он звучит в такт общему голосу: «Мы ждем перемен!». Потом они немного меняют общую интонацию: «Перемен немедленно!». Потом они захватывают инициативу и уже все кричат вместе с ними: «Перемен любой ценой!», «Лучше хаос, чем старый порядок!», «Лучше революция, чем нечестные выборы!». И здесь уже разум отключается, а остаются одни эмоции. Драйв разрушения и радостного ожидания. «ВАУ!» - кричат люди неравнодушные и ответственные. «Вау!» - дирижируют им другие люди – холодные и умеющие просчитывать – и их холодные глаза блестят радостью. Это радость стервятников. Они оседлали народный гнев, они натравили народ на власть. А когда власть рухнет, они поживятся вдоволь. Ведь после Перестройки всегда остается много падали. Я видел это 25 лет назад и вижу сейчас. И мне страшно.
Что делать? – спросите вы. Что делать сегодня всем неравнодушным – молодым и старым, левым и правым. Что делать? – молчать и терпеть?! НЕТ – молчать не надо! Но НЕЛЬЗЯ ТЕРЯТЬ ГОЛОВУ! Нельзя поддаваться ВАУ-импульсу! Он лишает нас разума и будит драйв хаоса. СТОП!
Перемены бывают к худшему. Теперь мы это знаем очень хорошо. Самое главное сейчас – включить разум. ЧЕГО именно мы хотим? Нельзя хотеть просто перемен. Нужно очень хорошо знать ЧТО и КАК менять. Иначе все поменяют за нас. Те, кто сегодня запускает протестный ВАУ-импульс. Осторожно – на смену плохим ребятам могут прийти очень плохие! Вывести страну из кризиса разрушители не могут, они могут только разрушать. Нужны те, кто будет созидать. А теперь включите разум и посмотрите на лидеров Болота – кто из них будет созидать? Собчак? Немцов, бывший в правительстве Ельцине и участвовавший в разграблении страны? Касьянов, «Миша-два процента», выгнанный из правительства Путина? Каспаров, в открытую существующий на деньги американских фондов? Горбачев, разваливший страну, которой управлял и приветствующий Перестройку-2?
Разум нам нужен сегодня как никогда! Сон разума рождает чудовищ! В сне разума и голосе ВАУ-импульса рождается Перестройка. Она однажды уже съела мою страну. Второй раз она сожрет оставшееся. Думай, смотри, протестуй, но не присоединяйся к перестройщикам. Не дай им оседлать тебя! Не поддавайся ВАУ-импульсу. Думай! Будь умным и неравнодушным. Потому что глупые и безразличные вымирают…
Темыр Хагуров,
доктор социологии,
профессор Кубанского государственного университета,
ведущий научный сотрудник Института социологии РАН,
академик Российской академии социальных наук
Изображения с сайта http://aftercontact.org
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.