Едва ли кого-то придется убеждать, что повторный приход в Белый дом миллиардера Дональда Трампа знаменует собой некий качественный поворот. Причем, в истории не только американской, но и всемирной. Дело здесь, разумеется, не в личности самого Трампа, первого в истории Америки президента-мультимиллиардера. Дело в том, что ни в первый свой приход в Белый дом, ни теперь – 20 января сего года – этот колоритный деятель не может похвастать по-настоящему крепкой культурно-политической базой, устойчивыми связями в американских элитах и целостным философским мировоззрением. Ничего этого нет и в помине. Перед нами даже внешне почти двойник пресловутого Бориса Джонсона с экзотической психикой. За его сиюминутными порывами не улавливается, как ни трудись, устойчивой политической стратегии.
Все это, скорее всего, указывает на опасную непредсказуемость предстоящего четырехлетия мировой политики. Трамп – как раз та необузданная сила, которая способна сокрушить остатки ООН, разжечь серьезные пожары региональных конфликтов от Ближнего Востока до Китая, от Канады до Европы. То есть практически похоронить ту более-менее устойчивую глобальную систему безопасности, которая сложилась на планете после Второй Мировой войны и в течение четырех последних поколений удерживала мир в состоянии хрупкой стабильности. Это серьезный поворот, ибо ни Трамп по своим личным характеристикам, ни Запад в целом, возглавляемый «ручными хомячками», неспособными воздвигнуть на руинах международного правопорядка устойчивую систему сдержек и противовесов. Мировые лидеры сильны измельчали и умственно деградировали. Это факт! Чтобы совершить нечто подобное интеллектуальным подвигам Рузвельта, Черчилля и Де Голля. Если просядет и эта сторона планетарного мироздания, угроза всеобщей конфликтности может не только приблизиться, но и стать неотвратимой.
В этом смысле Трамп – не человек мира, а человек войны. Не потому, что он любит войну – скорее всего, наоборот. Но потому, что ему нечего противопоставить разгорающемуся на земле торфянику войн и конфликтов. Это первое. Второе. Наш герой слишком разбросан. Он хватается за одно, другое и третье, забывая, что у него всего лишь две руки и одна голова на обе эти конечности. Разброс в политике даже сверхбогатого барыги – явление вдвойне опасное. Политика во все времена не держалась на одних только сделках, под ней всегда присутствовали фундаментальные основы мировоззрений, философских школ и политических стратегий. Политические классы и элиты договаривались, а не спекулировали. Недаром политику называют искусством возможного и плодом компромиссов. Трамп же, на мой взгляд, больше смахивает на краснозвездного дьяволенка-мстителя и слона в посудной лавке. Он заметно увлечен и заворожен собственной победой, ожидая, когда его амбиции и бизнес-планы начнут реализовываться под ударами американской военно-финансовой дубины. Возможно, в его голове есть и некие более отдаленные планы. Но это мы увидим позже. Любимая книга Трампа – антиутопия Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», в которой довольно жестко, хотя и литературно не всегда выразительно, обрисована перспектива полного демонтажа устаревшей экономической модели США, где роль инженеров и менеджеров тотальной «перестройки» выполняют как раз успешные промышленники, финансисты и авантюристы, весьма напоминающие самого Трампа. Это тем более тревожно, если амбиции и решимость Трампа сопоставить с отсутствием у него внятной мировоззренческой платформы.
Как при Трампе сложатся взаимоотношения Вашингтона и Москвы - сказать трудно. Диапазон возможностей здесь так широк, а колорит непредсказуемости преемника Байдена так ярок, что допустить можно даже прямо противоположные варианты. Обнадеживает, что Трамп будет двигаться не вдоль, а поперек линии Байдена. Он не подражатель, скорее уж – мститель. Если судить от противного, то уже в ближайшее время вполне могут произойти личные встречи Трампа с товарищем Си и товарищем Путиным. В остальном же пока не станем забегать далеко вперед. Как говорится, поживем – увидим. Главный вывод для нас – не ждать у моря погоды и не надеяться, что «заграница нам поможет». В нашем разобщенном и конфликтном мире никто никому не помогает, только мы сами – себе, если, наконец, переведем фокус собственного внимания на собственные же нужды и потребности, окончательно восстановим потрепанный суверенитет, основательно почистим государственную машину от шлаков измены и продажности. Разработаем и внедрим нашу русскую управленческую модель. Не по западным лекалам, а в режиме синтеза традиционного и современного опыта, взятого из русской тысячелетней истории. Впрочем, эта задача сама по себе едва ли не сложнее, чем пережить нынешние и грядущие эскапады нового американского президента.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.