Решение Владимира Путина наконец-то отправить в отставку изрядно набившее оскомину правительство было одновременно и давно ожидаемым и – в лучших традициях президента-разведчика – совершенно непредсказуемым. Путин никогда не любил открывать свои карты. Вот и нынешний его демарш похож скорее на хорошо продуманную спецоперацию, чем на рутинную смену караула. Выводы делать пока рано, но некоторые моменты уже очевидны.
Прежде всего – это выбор времени. За 20 лет своего правления Путин впервые меняет дублера и впервые заявляет о необходимости пересмотра конституции. Не связывать это с предстоящим в 2024 году завершением срока его полномочий в рамках действующей конституции было бы близоруко. Связь тут очевидна. Президент демонстрирует обществу и миру, что он не считает конституцию догмой, а Медведева – надежным прикрытием своей спины. Это не значит, что таковым непременно станет Михаил Мишустин. Скорее, это значит, что со временем появится новая фигура. Возможно, вновь неожиданная. Заявление прессы о недовольстве Путина результатами работы правительства представляются мне несколько преувеличенными. Крутого поворота не будет. Сменен лоцман, но не капитан и не курс. Все станет ясно после объявления нового состава кабинета. Но, судя по отголоскам, Мишустин сменит лишь несколько фигур из социального блока. Финансово-экономический блок, похоже, устоит. А о военно-дипломатический команде, курируемой лично президентом, и говорить не приходится. Россия по-прежнему будет лавировать между западом и востоком, меняя галс в зависимости от силы ветров.
Крутых перемен не последует, хотя, признаться, они давно назрели, особенно в части политики стимулирования национального бизнеса, реформы Центробанка и банковской системы, снижения ростовщического гнета на население... Ведь очевидно же, что, прежде чем тратить средства на социалку, эти деньги надо заработать. Как запустить стагнирующую экономику России без крутых перемен?
Однако, столь резкие шаги для Путина неприемлемы. Ибо они могут поколебать шаткое равновесие во властных структурах, а равно и статус-кво на внешней арене. В глазах Кремля худой мир всегда лучше, чем добрая война.
Обнадеживает заявленное намерение пересмотреть ряд одиозных статей конституции, написанной в начале 1990-х под диктовку американцев. Видимо, пришел конец нашему позорному подчинению международному праву. Такое подходит только Японии и Германии, проигравшим в войне, но не России.
Кремлю такой поворот по силам. В стране царит всецелая лояльность и стабильность. Момент выбран удачно. Технический премьер органично вписывается в тактику маневров. Медведев на этом этапе оказался слаб, что и демонстрирует президент в последние год-два, то и дело критикуя правительство. Новый премьер профессионально лучше подготовлен и пожестче по характеру. Он подкрутит нужные гайки, подтянет оснастку корабля. А большего от него и не требуется. По большому счету, Путин и сам – фигура переходная. И его историческая цель – доставить страну от Ельцина до настоящего мощного преемника в целости и сохранности. Надеемся, что так и будет.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.