Некоторые из наших читателей сочтут, что анализировать историю с налетом дронов на саудовские нефтяные объекты несколько преждевременно, и будут отчасти правы. Слишком мало у нас проверенного материала, не все факты еще установлены. Тем не менее, попытаюсь, как арабист, знающий специфику этого региона, высказать несколько принципиальных наблюдений.
Бросается в глаза та филигранная точность, с которой два десятка дронов неизвестного происхождения ударили по нефтехранилищам, трубопроводам и промыслам Саудовской Аравии, а именно корпорации Арамко.
Дроны, летевшие тысячи километров, не могли нести на себе большие заряды взрывчатки. Эти дроны, приобретенные доброхотами на черном рынке, вряд ли обладали сверхсложной системой спутниковой навигации. Не тот размах. И тем не менее, они выполнили свою роль безукоризненно. Долетели, проникли и попали в самую уязвимую точку. Удар пришелся на самые незащищенные места нефтяной инфраструктуры – туда, где не требовалось большой взрывной массы.
В чем тут дело?
Видимо, внутри нефтяного королевства нашлись отчаянные добровольцы, взявшиеся за столь рискованное предприятие. Кто они? Шииты-эмигранты, исламские патриоты из местных или те, кто мечтает отомстить Эр-Рияду за варварские бомбардировки Южного Йемена. Есть и другой вариант – возможно, здесь действовали таинственные конкуренты правящей королевской семьи.
Кому выгоден этот теракт? Менее всех в нем заинтересован… Иран. Тот самый Иран, на который американцы сразу попытались возложить ответственность за взрывы. Тегеран, уставший от санкций, спит и видит легальное и спокойное возвращение на нефтяные рынки. Только-только стал налаживаться механизм оборота с Европой в обход американских санкций. А тут еще под боком ярится и ищет предлога, чтобы напасть, англо-саксонский альянс, Лондон и Вашингтон. Зачем же Ирану в такой ситуации дразнить гусей? Это крайне маловероятно.
И все-таки, кому это выгодно?
При ответе на этот вопрос из тумана возникает размытая фигура господина Трампа. Этому неугомонному джокеру накануне выборов в конгресс (а в особенности – в перспективе президентских выборов, которые не за горами!) нужна быстрая победная военная авантюра. Или – хотя бы пропагандистские разговоры о ней.
Иран уже предупредил, зная крутой нрав Трампа и его способность принимать внешнеполитические решения со слов дочери Меланки – что, если на его территорию, хотя бы в зыбучие пески, упадет болванка от снаряда – ответный удар по ВМФ США в Персидском заливе не заставит себя ждать. Иран способен сопротивляться отчаянно и терпеливо, а затяжная война американцам не нужна. Она для Трампа из козыря превратится в обузу.
Волшебные дроны могли прилететь откуда угодно. Скажем, из Южного Ирака, кишащего обиженными и воинственными шиитами. Американцам, несмотря на многолетние старания, так и не удалось надежно взять под контроль эту территорию. Можно назвать еще добрый десяток возможных точек пуска этих роковых дронов. Символична реакция Москвы на это важнейшее событие. Президент России Владимир Путин с дипломатической гибкостью посоветовал саудитам приобретать российские противоракетные комплексы. Путин тем самым легонько уколол американцев, которые могли бы позаботиться о безопасности союзника... Правда, легендарные С-300 и С-400 в этой ситуации – не самая эффективная мера защиты. По дронам, как по воробьям из пушки, стрелять не резон. Более актуальными в связи с этой проблемой могут стать комплексы из линейки «Панцирь» - ещё одно достижение российской оборонки. Она способна отслеживать и эффективно уничтожать относительно небольшие цели. Как говорится, купите бублики…
Экономический подтекст события более-менее ясен. Дело не в том, что саудиты потеряли часть своего экспортного потенциала. Прореху в мировом балансе конкуренты легко восполнят. И здесь снова возникает римский вопрос – «Кому это выгодно?». Америка Трампа в последние годы яростно борется за гегемонию на нефтегазовом театре войны. Они готовы оперативно вбросить на мировые рынки свои баррели… А вот Россия увеличить свои поставки не может: нас ограничивает картельное соглашение с ОПЕК. И это – еще одна информация к размышлению. Что нас особо беспокоит в связи с новым саудовским кризисом? Столь плодотворная акция может стать началом в длинной цепочке. Есть силы, которые хотели бы повторить ее – и нефтяной регион может запылать. Соблазн велик, пример заразителен, а денег и оружия, благодаря усилиям натовцев, в регионе хватает.
Не исключена и попытка американцев надавить на Иран. Попытка, которая может дорого стоить всему человечеству. С Трампа станется: эмоции престарелого политика всё чаще перехлестывают здравый смысл. Если что-то подобное, Боже упаси, случится, то мы увидим, что Иран – это даже не Сирия (сказано не в обиду последней). Другие масштабы. Страна многонаселенная, страна с давними традициями…
В регионе неумолимо формируется ось сопротивления: Дамаск, Тегеран, Хезболла, палестинцы, колеблющаяся Турция… Ось победоносная, боеспособная и не склонная к капитуляциям. Что нас ждем в связи с этим? Что ж, поживем – увидим.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.