АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ СЕГОДНЯ В РОССИИ И В МИРЕ С ПОЗИЦИЙ ЛОГИКИ, ИНТЕЛЛЕКТА ИЛИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА ПОЧТИ БЕСПОЛЕЗНО. Похоже, что в эпоху постмодерна или, как ее еще называют на Западе, постправды и постхристианства, пришло время применять другие, более строгие и духовные инструменты анализа.
Вспомним неутихающую истерию русофобии на Западе. СССР давно распался. Непримиримых идеологических различий вроде бы нет. Россия давно и прилежно копирует западную модель во всех сферах с небольшими вариациями. Из Кремля, несмотря на все гнусные обвинения и оскорбления, нападки и провокации от «западных партнеров», то и дело доносятся извинительные реплики и предложения о сотрудничестве. Самостоятельность, которую мы проявляем во внешней политике (в том же Сирийском конфликте) явно не соответствует ответному ожесточению и беснованию Запада. В чем же дело? Тот факт, что США фактически приступили к формированию широкого антироссийского фронта, втягивая в него послушных европейцев, объективно свидетельствует о перерастании заурядной русофобии в нечто новое. Теперь уже мало говорить о том, что Запад удавки не ослабит. Впору ждать стремительного нагнетания не только дипломатической, но и военно-политической угрозы оттуда, откуда она всегда для России исходила. Трамп закусил удила, явно нащупал антирусский консенсус с демократами, и теперь постарается показать всему миру, кто в доме хозяин путем наказания слабейшего, как ему кажется, звена в ряду потенциальных мировых претендентов и посягателей на гегемонию Штатов, прежде всего – Китая.
Отсюда сразу несколько важных выводов.
1. Дальше будет труднее.
2. Разговор пойдет на языке силы, а не логики.
3. Никаких инвестиций и послаблений не будет.
4. Беглые русские капиталы, да и официальные вложения Запад не будет возвращать.
5. Бежать некуда.
На наших глазах близка к завершению промыслительная «коконизация» постсоветской России. Все иллюзии и болтовню пора выкинуть прочь. Хочется того или нет, придется, засучив рукава, браться за дело по старому, как мир, принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Не грех тут и вспомнить крылатый лозунг Кима – «Опора на собственные силы». Совершить такого рода поворот в штатном режиме, без плахи, насилия – немыслимо. Такой выбор стоит перед Путиным после триумфальной победы на выборах. Второй вызов – сама Россия. Трагедия в Кемерово в очередной раз показала, до какой степени расстройства и неуправляемости дошла страна. Президент оказался на вершине пирамиды, со всех сторон подрытой грызунами. И здесь тоже дальше двигаться некуда. Предстоит, притом в кратчайшие сроки, либо навести порядок в донельзя расстроенном, расшатанном госаппарате, пораженном некомпетентностью и продажностью, либо столкнуться с проблемой, перед которой трагедия в «Зимней вишне» покажется детским лепетом.
Как это сделать?
Понятно, что хваленый свободный рынок, тем паче в России, неспособен регулировать жизнь общества. Вводить же командно-административные императивы – значит, дополнительно злить и без того разъяренный Запад, а заодно и раздражать олигархическую верхушку. Получается что-то вроде цугцванга, когда каждый и любой следующий ход приводит к ухудшению ситуации.
Выход есть. Ибо у Бога не существует тупиковых ситуаций. Собственно, к этому единственному выходу Промысел Божий все эти десятилетия и вёл упирающегося либерала Путина. Промысел ведь никого не заставляет силком, чтобы не нарушить свободы человека, но таким образом видоизменяет ситуацию, чтобы выбор стал неизбежным и скорым. Хочешь – не хочешь, а вновь избранному президенту придется потревожить олигархат, навести порядок в госсекторе, подавить алчность предпринимателей и казнокрадов, применяя в том числе методы не только убеждения, но и устрашения, убедить бедствующее население в всевластии закона и наличии политической воли изменить ситуацию к лучшему. Этот выбор представляется в нынешних условиях единственно верным. Третье – кадры. Совершить поворот такого масштаба и силы нельзя без создания в стране мощной гвардии служения. Сплоченной не только личностью вождя, но и идеями нравственного подъема, социальной справедливости, русского будущего.
Пока мы не видим серьезных шагов в этом направлении. И понятно, почему. С одной стороны, сопротивляется нынешняя знать, нежелающая и неспособная сама себя излечить от недугов. Бесконечные молодежные форумы, юнармии и телешоу создают впечатление массовой показухи и не более. Собирать новых лидеров по принципу одного лишь возрастного ценза (как говорится, из того же материала) – дело пустое. Путину нужны не те управленцы, которые могут какое-то время не воровать, а те, кто не способен воровать. И лучше всего, если эта неспособность проистекает не из страха или расчета, а из глубин христианской веры и совести, которые подсказывают человеку, что лучше потерять глаз или руку, влекущие на воровство, чем Царство Небесное за гробом. Такие люди, такой человеческий материал в России есть. Но президент его пока толком не различает и к нему с запросом не обращается. Таким образом, сотни тысяч верующих профессионалов – костяк гвардии служения, собранный Церковью, остается как бы в глубоком резерве. Сами эти люди честно служат Родине и Богу, во власть не рвутся и ждут сигнала. Без призыва они двигаться не станут, ибо они государственники, а не мятежники.
Вызов и выбор Путина в том, сможет ли и успеет ли он в новых, отчаянно тяжелых, почти критических условиях ухватиться за эту спасительную ось. Если сможет – у России появится новая духовно-светская идея развития и модель жизни, которая станет широким шагом вперед по сравнению с гибнущим Западом. Строго говоря, именно этой модели осознанно или не очень ждет от нас падший мир, и именно Владимиру Путину, похоже, предстоит в ближайшие шесть лет доказать свою историческую способность если не решить задачу целиком, то, по крайней мере, крепко и надежно поставить державу на рельсы развития.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.