26 июля 2015 года, в день Военно-Морского Флота, Президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию Морской Доктрины Российской Федерации. Более продуманного, правильного, волевого и целеустремленного документа не бывало. Основная мысль: Россия является великой морской державой и должна сделать всё для своего научного, экономического и военного первенства во всех океанах и морях земного шара.
Сам по себе документ весьма обширен и охватывает все аспекты морской политики страны, её принципы, основные цели и задачи. А затем уточняет их по функциональным направлениям, как кораблестроение, добыча морских ресурсов, военно-морская деятельность и др., и по географическим направлениям, как антарктическое, тихоокеанское, каспийское.
Приоритетными направлениями, по словам вице-премьера Правительства России, Рогозина Д.О., являются Атлантическое и Арктическое. Атлантическое включает в себя развитие уже русских портов Крыма и Черного Моря (исторически также «Русского»!), обеспечение мира в Средиземноморье и безусловное военное присутствие в Атлантике. Противостояние любому расширению и присутствию НАТО на наших западных рубежах.
Особо и совершенно справедливо, рассматривается задачи обеспечения туристической и транзитной привлекательности Крыма, долгосрочные вложения в его инфраструктуру. Он называется территорией приоритетного развития. Как и положено нашему «непотопляемому авианосцу» в Черном море. Безопасность Керченского пролива, его правовой статус, паромные переправы и мосты – одна из задач державы.
Арктическое направление Дмитрий Рогозин обоснованно назвал вторым приоритетом, так как оно обеспечивает выживание и доставку грузов целому ряду северных территорий России по маршрутам Северного Завоза. А также беспрепятственный и независимый выход в любой океан земли. Не говоря уже про огромные природные ресурсы вод, побережья и морского дна.
Здесь, как и повсюду, намечается активное строительство кораблей, достигающее уровня Советского Союза. Новые атомные ледокольные корабли, плавучие исследовательские станции, разведки для арктических платформ и освоение пустынных земель Франца-Иосифа, острова Врангеля и других промерзших участков суши в суровом, но абсолютно нашем Севере. Военные базы, подводные лодки и контроль за любыми судами в наших секторах. Сохранение статуса величайшего и первого ледокольного флота, приоритет и умение сделать этот статус фактором развития экономики. Сделать северные морские перевозки надежным и привлекательным предложением для наших соседей.
В целом Доктрина находится на высоте современной научной мысли и заботы о моряках, ученых, новом поколении кадров. Мне особенно понравилось то, что уже сейчас со всей ясностью делаются прогнозы и планы на случай исчерпания углеводородных ресурсов недр. Рассматривается энергетика приливных вод, геотермальных источников, даже живого тепла водорослей!
По всем направлениям ставятся абсолютно адекватные задачи развития. Особо важно, что осознается перспектива туризма на Дальнем Востоке, Курилах и Сахалине. Верно оцениваются угрозы Японии, США, Южной Кореи в Тихом океане. Твердо, последовательно и я бы даже сказал напористо ставятся задачи по овладению ресурсами открытого моря, Антарктиды. Чувствуется прищур покорителя, первооткрывателя, воина, который своего не упустит.
Конечно, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Вторая редакция Доктрины содержит множество пунктов по экономическому обеспечению реальности достижения поставленных целей… Но всё же конкретных сроков и ответственных лиц, даже на уровни должностей и ведомств нет. Самая важная вещь – с кого спросить, кто сделает, кто ответит за слова – повисает в воздухе. Однако факты упрямая вещь. Корабли России строятся, в моря мы возвращаемся и даже постановка таких целей, как мы видим сегодня, показалась бы фантастикой десять лет назад.
«Постановка проблемы, половина решения». Своим доверием и верой в будущее поддержим нашего Президента и вице-премьера Рогозина.
Степан Зотов
Президент РОО «Патриот»,
руководитель Проекта «Наша Армия», «Правда»