Наш единомышленник и партнер "Переправы" В.В.Топорков обратился с открытым письмом в Президенту Р.Ф. Д.А.Медведеву. Предлагаем Вас ознакомится с этим письмом и обсудить его на нашем форуме.
3. Предпринимательство
Заканчивая свою челобитную, затрону ещё одну проблему, которая, мне кажется, скрыта от Вашего внимания и обещает встать во весь рост в самое ближайшее время. И лежит эта проблема (хотя уже и не лежит, а стоит) в идеологической плоскости.
Начнём с того, что мне совершенно не нравится, что государство полностью самоустранилось от формирования идеологии в нашей стране. Вот так взяло – и самоустранилось. Я сейчас не про политические расклады говорю. Там игры в партии идут полным ходом, но к реальной человеческой жизни это всё мало приближено. Люди старше сорока по-прежнему всерьез воспринимают только одну партию – КПСС. Все остальные (включая партию власти) для них лишь повод посудачить о том, что «вот раньше было так-то…» и т. д. А те, кому меньше, всю эту партийную карусель всерьёз не воспринимают вообще, уж не обессудьте, это медицинский факт.
Так вот, возвращаясь к идеологии. Неожиданно выяснилось, что теперь мы как страна не имеем не только никаких политических ориентиров, но и общечеловеческих, традиционных ориентиров у нас теперь тоже нет вовсе!
Как это начиналось, мы отлично помним. Разумеется, как и с открытием рынков, движение на устранение мощной коммунистической пропаганды прошлого началось в начале 90-х годов. Ну и конечно же, эти люди хотели как лучше, а получилось у них как всегда. Апофеозом их деятельности стало то, что даже сама мысль о какой-либо государственной идеологии вызывает у нашей либеральной общественности зубной скрежет. Что ж, идеология устранена, гарантии устранения прописаны в статьях конституции. Посмотрим на результаты.
И давайте начнём с нашего телевидения. Да, я понимаю, Вы – активный интернет пользователь, айпэд, Твиттер, всё здорово. Задаёте уровень, люди на Вас смотрят, ориентируются. Вы образец успешного, современного руководителя и к Вам не применима фраза «вот приходите Вы вечером домой, после работы, садитесь на диван…». Рабочий день Ваш расписан по минутам, включая время на сон и зарядку, причём на много месяцев вперед. И когда я пишу это письмо, то отдаю себе отчёт в том, что обращаюсь, возможно, к самому занятому человеку в стране.
Но все же, нравится нам это или нет, для среднестатистического Сергея Белякова из «Нашей Раши» айпэд – это незнакомое монгольское ругательство, а Твиттер – вроде какая-то нехорошая болезнь. И именно поэтому он приходит вечером домой после работы, садится на диван и… включает телевизор. И смотрит.
Что это такое? На протяжении уже нескольких лет люди, включая вечером телевизор, имеют возможность смотреть только(!) непрерывные идиотские сериалы. И это я не про СТС, не про ТНТ говорю. Речь идёт о трёх главных государственных каналах! Я Вам честно говорю, не вру. Вот, например, сегодня вечером (8 июня, среда) пришедшие с работы люди, начиная с вечера, посмотрят: по ОРТ сериалы «След» (63-я серия) и «Группа счастья» (7-я серия); по РТР сериалы «Все к лучшему» (98-я серия), «Институт благородных девиц» (174-я серия), а также «Бумеранг из прошлого» (8-9 серии); а по НТВ сериалы «Возвращение Мухтара-2», «Литейный» и «Москва. Центральный округ-3». И вот это всё страна смотрит за один свой стандартный будний вечер.
Дмитрий Анатольевич, Вы про это знаете? Вам про это докладывают? Хотел бы я написать фразу типа «оставим за скобками содержательное качество этих сериалов…», но нет, никак нельзя. Не оставим. Там полный бред! Агрессивный идиотизм какой-то. А ведь на этих сериалах выросло уже целое поколение, и подрастает новое. По ним они формируют взгляды на жизнь, по ним учатся общаться друг с другом, по ним выстраивают отношения с людьми и с государством в целом. Частный пример формирования подобного сериального мировоззрения я приведу чуть позже, пока просто прошу отметить: если бы кто-либо из наших врагов задумал сделать нас всех идиотами, но не сразу, а постепенно, чтоб не заметили, то действовать им надо было бы именно таким способом.
Идём далее. Непрерывная череда сериалов изредка должна чем-то разбавляться. Для этого на нашем телевидении существует формат телешоу. Их набор стандартен и повторяется практически ежедневно. Например, опять же сегодня вечером по ОРТ будет шоу «Давай поженимся» и «Пусть говорят» с Малаховым, а по РТР «Прямой эфир». НТВ свои сериалы старается не прерывать. Ну и в разное время по всем этим трём центральным каналам проходят вечерние новости.
Вот такая замечательная высокоинтеллектуальная подборка ожидает по вечерам нашего среднестатистического Сергея Белякова.
Конечно, я все понимаю, у каналов есть акционеры, требующие от своих топ-менеджеров максимальные прибыли. Те, в свою очередь, составляют сетку вещания, ориентированную на самые низкопробные запросы, но с набором обязательных эпизодов, стимулирующих центры удовольствий среднестатистической аудитории с уклоном в примитив. В конце концов это потакание примитиву приводит к тому, что сетка вещания выглядит именно так, как она выглядит сейчас.
Но позвольте, разве государству выгодно плодить и культивировать тупоголовую серую массу? Убежден, что нет! Более того, это противоречит и интересам нашего государства и тем задачам, которые Вы перед ним ставите. Ну в самом деле, какая там модернизация, какие там инновации, когда столько всего интересного и познавательного сегодня посмотреть надо. И вот поэтому у меня вопрос: это просто недогляд или так и должно быть и сейчас, и в будущем? Очень надеюсь, что просто недогляд.
Ведь просто бровью Вам повести надо и ситуация решительно начнет меняться. На этих каналах сидят очень чуткие, высокоинтеллектуальные люди. Они очень точно способны улавливать малейшие дуновения ветерка. И по большому счету они не виноваты в том, что происходит на ТВ. Они весьма профессиональны и вполне способны создавать и блестящие журналистские программы, и познавательные передачи. И воссоздать культ семьи, и осуждать тьму невежества, порока и стяжательства. И предлагать правильные пути совершенствования личности и даже (что сейчас воспринимается за моветон) в ненавязчивой форме прививать человеку наши тысячелетние православные ценности – все это они умеют. Но, увы, команды не было. И рады бы они держать нос по ветру, да только нет того ветра. Вместо него образовался вакуум. А свято место пусто не бывает. С невероятным шумом вакуум всосал в себя всю окружающую его пыль и грязь.
Вот и в свой выходной мы смотрим на все эти «аншлаги» и опереточные «поединки», ох уж мне эти «столкновения мнений». А Соловьев-то самозабвенно самолюбуется, а Веллер заумно распаляется, а Быков брызжет ядом, а Сванидзе исходит желчью. Господи, как же это все противно. А список-то длинный. Глядя на них хочется в стиле Жванецкого крикнуть: «Кто эти люди и где мои деньги?»
Все, заканчиваю. Приведу пример, правда, боюсь не сильно популярный. Но я уверен, Вы поймете, о чем я говорю.
Моё первое – образование экономическое. Моя профессиональная деятельность – предпринимательство. Много чем занимался, остановился на недвижимости и сельском хозяйстве. Выращиваем картошку, а еще поставляем чистые деревенские продукты в город. В общем, слава Богу, жаловаться грех. Моё второе – образование историческое, пишу диплом, защита в следующем году. Тема диплома: традиции русского предпринимательства.
Изучая эту проблематику, я снова и снова нахожу в русском предпринимательстве примеры сочетания деловой хватки, рационального подхода, стремления к модернизации и, вместе с тем, приверженности традициям, преемственности и православного отношения к жизни и к людям. Поверьте, там есть чему поучиться и, более того, есть чем восхищаться. Третьяковы, Мамонтовы, Рябушинские, Строгановы, Демидовы – лишь верхушка айсберга. Десятки тысяч русских фамилий со времён новгородских и ярославских торжищ на протяжении столетий формировали экономику российского государства.
Заметьте, не имен, а именно фамилий. Не отдельно взятый Петров или Иванов, но ПетроВЫ, ИваноВЫ. Подчеркивается преемственность поколений. Люди жили далеко не одним днем. Их истинный патриотизм, вера в Царя и Бога, в свою очередь предопределяли уважительное отношение к ним со стороны остальных людей всех сословий, и в первую очередь простых крестьян и ремесленников. Наглядным подтверждением тому являются дошедшие до нас былины («Садко») и сказки («Аленький цветочек»). Люди видели в предпринимателе человека сильного характера, способного организовать дело, дать работу, обеспечить промысел, и меж тем человека, по определению честного, справедливого, соблюдающего заповеди Божьи и в повседневной жизни, и в купеческих делах.
Что ж, казалось бы, при таком заделе быть предпринимателем в обновленной России должно быть почётно и престижно. Ан, нет. В сегодняшней России быть предпринимателем так же противно и безысходно, как в сталинское время было быть осведомителем. Попробую пояснить.
В начале пресловутых девяностых были весьма здравые попытки реабилитировать образ предпринимателя в глазах соотечественников. И это было правильно, ведь согласитесь, довольно странно выглядело для большинства взрослых россиян появление этого нового, необычного сословия. Это после статей то в УК за спекуляцию, извлечение нетрудовых доходов и за обмен валюты. Но, к сожалению, надо констатировать, что попытки эти довольно скоро сошли на нет. И, несомненно, ведущую роль в этом провале сыграли сами реабилитируемые. Казалось бы, странно? А на самом деле ничего странного. Просто предприниматели середины девяностых годов, по сути, никакими предпринимателями не были.
В те времена люди просто разбирали активы. Стояла конкретная задача – госсобственность должна обрести конкретных собственников. Для выполнения этой задачи наличие предпринимательского таланта, так скажем, не самое главное условие. Востребованы были другие качества – целеустремленность, смелость, авантюризм, способность действовать жёстко и, когда надо, агрессивно. Только эти навыки позволяли в той среде добиваться результата. Однако, как Вы понимаете, все эти качества к предпринимательству относятся весьма условно. Но других предпринимателей тогда, увы, не было. И так получилось, что вся их жестокость и агрессия выплеснулась на улицы, в массовое сознание. Они сами сформировали о себе такой образ, который исключал даже попытки разглядеть в предпринимателе (бизнесмене, коммерсанте) хоть что-то человеческое. Стереотип оказался живуч. Шлейф ярлыков, принесенный из девяностых, всех устраивает и никто не собирается его менять.
А ведь кто такой предприниматель на самом деле? Это человек, который нашел в себе смелость и силы создать собственное дело. В Гарварде говорят: «Создавать работу всегда интересней, чем искать работу». Вот это и есть американизированный девиз всех предпринимателей. А у нас говорят: «Хозяйство вести – не штанами трясти». Человек, который пройдя через предпринимательский риск, обеспечил работой и доходом себя и ещё хотя бы пару человек – вот он и есть самая настоящая боевая единица любой экономики мира. Любой! Потому что именно предприниматель точно определяет, что людям нужно и делает это. Если он неправильно определяет потребности людей, то расплачивается, фигурально выражаясь, головой. Люди соглашаются платить свои деньги только за то, что им действительно нужно. При социализме ведь как? «Не будут брать – отключим газ». А при рынке это не пройдёт. На рынке удерживаются только реально нужные людям товары и по разумной цене. В этом принципиальное превосходство рыночной экономики над административно-командной.
Из этого положения логично следует, что государственный аппарат должен ориентироваться прежде всего на предпринимателя. Все, что хорошо для него – хорошо для государства. И наоборот: любая препона на его пути – есть барьер на пути развития экономики этого государства. Ведь что делает этот человек? В расчёте на себя и на Бога, он берет ответственность не только за свои деньги, но и за чужие, не только за судьбу свою и своей семьи, но и за судьбы других, наемных людей. Требования к себе в этом случае гораздо выше, чем к своим сотрудникам.
Для всех жителей цивилизованных, извините за выражение, стран это – прописные истины. И отношение государства и общества к предпринимателям однозначное – они основа экономики и именно на них держится благополучие каждого конкретного жителя каждой конкретной страны.
Ну а какого же отношение государства и общества к этой категории граждан у нас в стране? Казалось бы, прошли лихие девяностые. Безусловно, экономика сейчас реально цивилизовалась. Практически все, что мы видим вокруг – продукты, мебель, одежда, техника, коттеджи и небоскребы, фильмы и книги – все это результаты предпринимательской деятельности. Именно они являются локомотивом нашей (как и любой другой) экономики. Казалось бы, при таком объективном понимании их роли в обществе престиж этого дела и уважительное отношение к предпринимательской инициативе должны быть обеспечены. А вот и нет. Привожу пример.
Тамбовский государственный университет, экономический факультет, пятый курс. Перед аудиторией выступает мой друг, приглашенный предприниматель, состоявшийся взрослый человек. Рассказывает интересно, делится опытом, у ребят глаза горят, возникают интересные дискуссии. И вот в конце пары он задает будущим выпускникам традиционный вопрос: «Ну а кем всё же решили стать, ребята?» Аудитория оживилась. Разделение обозначилось на три приблизительно равные группы. Первая группа будущих экономистов уверенно обозначила свой интерес в работе на государственные административные структуры: областная и районные администрации, росреестры там всякие, комимущества и т. д. Вторые в перспективе видят себя сотрудниками налоговых инспекций. Ну а третья группа уверенно заявила, что видит свою карьеру только в одном ведомстве – в прокуратуре. Вот он – истинный расклад карьерных чаяний сегодняшнего молодого поколения. Была ещё пара человек, мечтающих о таможенных погонах, но НИКТО! из них даже не думает о том, что бы стать предпринимателем. Дмитрий Анатольевич, Вы понимаете, что это значит? Никто из этих молодых людей не настроен на созидательный труд. Ни кто из них не хочет реализовать свои, Богом данные таланты (а ведь это экономический факультет университета) в предпринимательской стезе. Совсем напротив – они все, еще не оперившись, уже готовы делить. Делить, пилить, распределять, отбирать. У кого? Понятно у кого, у коммерсов-лохов, так им и надо, хапугам. Они ж для этого и существуют, что б государство их доило. А государство – это мы, госслужащие.
И ведь это рассуждения не братков с рижского вокзала начала девяностых. Так рассуждает молодое поколение, выросшее все на тех же пресловутых сериалах, о которых я писал выше. Вот ради чистоты эксперимента, попросите Ваше окружение вспомнить хоть один сериал, хоть фильм, хоть передачу или даже книгу, вышедшую за последние 15-18 лет, где образ предпринимателя был бы подан как образ нормального человека. Я уж не говорю хорошего, порядочного, образованного. Хоть ради разнообразия, хоть раз можно было бы изобразить просто нормального человека? Нет. Все коммерсы – полубандиты, наркоманы, мошенники, извращенцы, рвачи, твари, душу продавшие, и все в подобном ключе. Вот он – образ, поданный с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов.
Каков результат? Таков. Потребительское отношение к предпринимателю стало единственно возможным и культивируемым в нашей государственной среде. Предпринимательство постепенно вырождается как идея. Мы становимся обществом, похожим на улей, в котором велика доля пчёл-охранников, в большом количестве пчёлы-трутни, но слишком мало пчёл, заточенных под заготовку меда, и совсем нет пчёл-разведчиков, которые находят новые источники нектара. Такой улей долго не протянет.
Дмитрий Анатольевич, вне зависимости от того, пойдёте Вы на второй срок или нет, хочу, чтоб Вы услышали моё мнение, потому как я знаю, что довольно много граждан его разделяют. Говорю честно, можете проверить, Вам подтвердят.
Пожалуйста, не вступайте в ВТО. Напротив, давайте объявим о политике протекционизма во внешней торговле. Или не объявляйте, если нельзя, но действуйте в духе протекционизма. Это даст возможность не просто сохранить прежние рабочие места, но и создать без преувеличения, миллионы новых. Причём лидером в этом вопросе будет именно сельское хозяйство. А это в свою очередь позволит нам не просто сохранить село, но сделать его процветающим. При небольшой бюджетной корректировке эта задача гарантированно выполнима. Десятки тысяч сельских предпринимателей в состоянии удовлетворять внутрироссийский спрос на сельхозпродукцию, а, например, зерновые мы в состоянии и конкурентно экспортировать. Это же просто сказка – экспортировать ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЙ ресурс, подсаживая Европу не на газовую, а на зерновую иглу. Это же гораздо круче! И наши предприниматели обязательно с этим справятся. Только надо перестать к ним относиться, как дойным коровам, и создать атмосферу, адекватную приносимой ими пользе.
П.С.
Сегодня праздник – Троица! На Троицу я родился, 36 лет назад, тогда она приходилась на другой день. Еще сегодня государственный праздник – День России. И сегодня же я закончил работу над этим письмом, начатую 24 мая. Прошу прощения за ошибки, вычитывал вроде, да все равно чувствую остались. Сейчас я сохраню его на флешке, а потом доеду до Храма Всех Святых на Кулишках, что на Китай-городе. В левом приделе стоит икона Сергия Радонежского – Святого небесного заступника нашего государства. Попрошу его, чтобы помог он мне доставить это письмо по назначению. Завтра начну думать, как это сделать. Ну а сегодня, с праздниками Вас, Дмитрий Анатольевич! Многая Вам и благая лета!
С уважением,
Топорков В. В.
12.06.11
Изображение с сайта www.liveinternet.ru, материал с сайта челобитная.com
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.