"В Откровении Иоанна Богослова написано: «И когда он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (8:1). Эти слова истолковываются как короткое установление мира перед концом света, а именно недолгое воскресение России и начало проповеди покаяния всему миру, «слова нового и последнего», которое, по мнению Достоевского, должна сказать Россия. В современной жизни события в одной стране сразу же становятся известны повсюду, поэтому и желание Достоевского осуществимо: нужно лишь, чтобы Россия, очищенная кровью своих новомучеников, пробудилась от летаргии атеизма и безбожия».
О. Серафим Роуз
Отказываясь от "старой партийности" - не эмоционально, а по причине ее функциональной беспомощности в нынешних, все более сложных и жестких условиях духовной борьбы, - мы в то же время понимаем: надо срочно найти ей замену. Совсем без организации, совсем без принципов и политического целеполагания нам не обойтись. Где же искать? На помощь приходит русская классическая традиция, ибо новое это, как известно, хорошо забытое старое. Духовно-светский путь, путь срединный, учитывающий всю (двуипостасную) полноту человеческого естества - вот наш новый и, убежден, верный ориентир. Об этом, спасительном пути личного и общественного домостроительства мечтал, его предвосхищал для России грядущего, России, пережившей революцию и испытание нигилизмом, наш соотечественник, мыслитель и богослов Константин Леонтьев. Мир, по его словам, не столько совокупность внешних предметов, возбуждающих чувства и страсти, сколько внутренние задатки страстей, которые мы носим в себе. Леонтьев утверждал, что подвиг во Христе «хорошего монаха» и «самоограничивающегося мирянина» различается не качественно, а лишь количественно. Убежденные христиане, по его словам, начиная с афонского пустынника и заканчивая богатым и высокопоставленным русским государственным деятелем, несмотря на великую разницу во внешнем образе жизни, имеют одинаковый сердечный идеал, одну и ту же философию жизни, единые догматы и нравственный критерий, усилия направляют к одной и той же цели, которую Леонтьев определяет как «поддержание в себе во время земной жизни близости ко Христу и к Его учению». «Побольше того аскетического духа, который может пронизать насквозь своими веяниями и всю мирскую жизнь — придворную ли, деревенскую!» — призывает Константин Леонтьев.
Итак, перед нами во всем блеске открывается духовно-светский путь! Но, чтобы сделать по нему первые шаги, предстоит решительно избавиться от стереотипов и предрассудков, насаждаемых в массовом сознании россиян неолибералами-нигилистами. Речь, в частности, идет о широко распространенном и насквозь лживом тезисе, будто наши государство и образование, дескать, светские, а не духовные. Но ведь светский не значит не религиозный, не духовный, не православный. Светский не значит «обмирщенный» в святоотеческом смысле этого слова, то есть порабощенный греховным страстям. Во всех светских странах Запада, перед коими пресмыкается наша "пятая колонна", христианство находится в куда большем почете и государственном статусе, нежели у нас, в России. В США, вон, президент приносит присягу, держа руку на Библии. А у нас, чуть что - сразу душераздирающие вопли: "Клерикализм, мракобесие, средневековье!".
Леонтьев при жизни был бесконечно и болезненно идейно одинок. Его не признавали, его сторонились как западники - за презрение к буржуазному мещанству и всесмешению, так и славянофилы - за предпочтение духовно-религиозным началам перед, например, национальными (пан-славянскими). Но именно нащупанный, выстраданный и описанный им "царский" путь, который, в современный терминах, может быть обозначен, как путь либерально-консервативный, скорее всего, и окажется для нашей исстрадавшейся и заблудшей Родины тем спасительным маяком, что укажет ей курс в победное будущее.
В практическом плане уже сейчас можно назвать несколько фундаментальных и принципиальных отличий создаваемой нами коалиции нового типа - отсюда и ее рабочее название "Новая сила" - от всех и всяческих форм "старой партийности".
1. В будущей коалиции ни в коем случае и ни в каких формах не должно возникнуть культа единоличного "вождя". Для нас истина бесконечно выше авторитета. Коалиция только тогда будет сильна, устойчива к ветрам перемен и способна на творческое саморазвитие, когда она образуется в живой организм, единое тело, составленное из функционально разных, но, по сути, равноправных (единых в жертвенном служении) органов и частей. Причем речь идет о служении, конечно, не брюху или карману, но целям высшим, благородным, преодолевающим мелкий и жадный "личный интерес". Личному началу в Коалиции, разумеется, тоже найдется место: люди все разные и служение у них должно быть разным. Но, во-первых, не должность красит человека, а человек - должность; и во-вторых, личный интерес только тогда принесет пользу, когда он подчинит свое "я" общим и высшим идеалам.
2. Избежать "привычного вывиха вождизма" непросто. Поэтому с первого же шага, первого вздоха "Новой силы" всем ее участникам, предстоит твердо и последовательно держаться принципа коллективизма, а, лучше сказать, соборности и согласия. Это возможно лишь при полной открытости дискуссий и прозрачности механизмов принятия решений, а также периодической сменяемости органов управления коалицией сверху донизу. Публичные лица коалиции, ее со-председатели лишь выражают волю и настрой соборного круга, то есть руководителей тех патриотических организаций, которые согласятся войти в ее состав. При этом вход в Коалицию и выход из нее - абсолютно свободны. Какой смысл цепляться за букву, если и так понятно: желающий работать, сделает, что нужно, без клятв и стимулов; не желающего - не заставит и не удержит никакая узда.
3. Соборности и согласию предстоит еще научиться. Научиться слушать и слышать другого, уважать чужое мнение и признавать чужую правоту, усмирять свою "председательскую железу". Освоение начальных аскетических навыков терпения, смирения и послушания, разработанных Святыми отцами Православия, становится, таким образом, делом общим и жизненно важным для всех участников коалиции, даже для атеистов и приверженцев иных вероисповеданий, ибо эти навыки рождают братскую любовь, в отсутствие которой дух разделения рано или поздно разрушит любое собрание. «...Во всяком месте, где нет согласия, - писал Антоний Великий, - люди навлекают на себя войны и возбуждают судебные тяжбы между собой».
4. В отличие от "старых" партий и движений, наша коалиция возникает, растет и пополняется преимущественно снизу, из самой гущи народной. И возникает она не по воле того или иного "начальника", а по велению времени и ровно в тот момент, когда в ней действительно возникает острая нужда - можно сказать, когда это угодно Промыслу Божьему. Именно такой переходный, мучительный момент переживает сегодня Россия. Свободное и добровольное рождение Коалиции снизу вооружает ее решающим преимуществом, ибо опыт "старой партийности" показывает, что партии и движения, организованные "сверху", быстро обюрокрачиваются и превращаются в мыльные пузыри, оторванные от народа и лопающиеся при малейшем соприкосновении с колючей реальностью. Нетрудно заметить, что в России, выполняющей вселенскую миссию "катехона" (силы, удерживающей инфернальное зло), все политические структуры, созданные властью ради собственных узко-конъюнктурных интересов, долго не живут, причем срок их жизни год от года становится все меньше и меньше...
5. Находясь по многим пунктам в принципиальной оппозиции к режиму и политике неолиберализма, ставя своей центральной задачей слом установленных ими в России порядков, "Новая сила" (и в этом еще одно ее отличие от "старых" оппозиционных партий) не собирается уходить в глухое подполье. Сакральная государственная ось, на которой испокон веков держится русская земля, ныне слишком хрупка, а посягательства на нее извне и изнутри слишком часты и опасны, чтобы мы могли позволить себе роскошь отказа от диалога и союзов с патриотически настроенной частью госаппарата и высшего руководства страны. Валдайская речь Путина это упрек, адресованный не только "квазиколониальной элите", но и патриотам, не способным одолеть старые распри и создать, наконец, "мягкую силу" Русского подъема и возрождение. России нужна такая мягкая, но неодолимая сила - широкий народный альянс, своего рода перманентная Поклонная гора времен "болотного мятежа", способная, с одной стороны, на дальних подступах отражать усиливающийся натиск вселенской тьмы, окружать, обволакивать, защищать национальное государство от посягательств извне и изнутри, а с другой - лечить и преобразовывать больное государство, возвращая его в живительное русло традиции и прогресса. Таков главный урок и такова главная "подсказка" Майдана, промыслительно попущенного Господом для вразумления "Третьего Рима". Украинский мятеж ясно - яснее некуда! - показывает, что неолиберальные модели управления, "любезно" навязанные Западом бывшим советским республикам на рубеже 90-х годов, совершенно беспомощны (собственно, так оно и было изначально задумано) перед подрывными "оранжевыми" технологиями, и нашим врагам остается только выбирать, какой способ диверсии для них в данном случае предпочтительнее.
6. В целях скорейшей организации своих рядов и создания благоприятных условий для диалога и конструктивного взаимодействия с властью "Новой силе" необходимо уже в ближайшие два-три месяца провести учредительный съезд и утвердить программу и основные принципы деятельности.
Ближайшие цели и задачи Коалиции видятся такими:
осуществить масштабное и свободное объединение широкого спектра общественно-политических сил патриотического толка;
сформулировать цельную и доступную народным массам программу развития страны на ближне,- средне - и долгосрочную перспективу, а также разработать механизмы ее реализации;
добиться ненасильственного (без бунтов и революций) смены курса развития России - с неолиберального на либерально-консервативный - путем продвижения на выборные и государственные должности представителей Коалиции и тех, кому она доверяет.
"Точка сборки" народа Божьего
Какую роль в "Новой силе" предстоит сыграть политически активным православным мирянам? Очевидно, не второстепенную и далеко не пассивную. Новизна задуманной коалиции в том-то и состоит, что ее инициаторами и вдохновителями во многом выступили верующие люди. На то он и духовно-светский путь, чтобы не только в теории, но и на практике восстановить незаконно и злонамеренно расторгнутый (по наущению "духов злобы") союз между традицией и современностью, религией и прогрессом, верой и наукой, человеком и Богом. Практически осуществить это можно только в одном месте на Земле - России, где до окончания "последних времен", по обетованию Господа, будет удерживать цитадель веры и любви православная Церковь, "ее же не одолеют врата ада".
Православное ядро в лице отдельных верующих или их объединений (приходов, общин, центров служения) призвано стать пламенным сердцем Коалиции, генератором благодатных, божественных сил и энергий, откуда Сам Бог будет вести народ Свой к победе. Без этого центра, этого незримого ядра "Новая сила" не сможет до конца воплотить свою новизну, и рано или поздно захлебнется в страстях, падет жертвой духа разделения, похоронившего уже не одно поколение "старых партийцев".
Мы отдаем себе отчет, что, коль скоро Коалиция вберет, вместит в себя практически весь социальный спектр современной России (то есть, в известном смысле, станет слепком нынешней структуры общества), православное ядро численно окажется в меньшинстве, возможно, даже в подавляющем меньшинстве. Ничего страшного! В Евангелии и говорится о "закваске", способной "поднять все (народное) тесто". Собирая вокруг Христа деятельных мирян-патриотов, спаянных воедино общей Чашей и готовностью служить Господу в миру, православный центр Коалиции не на словах, а на деле станет "точкой сборки" здоровых общественных сил России: вразумит заблудших, ободрит ослабших, вернет надежду упавшим духом. Главное здесь - не кичиться своей "духовностью", а подавать другим пример братской любви и согласия.
Господь пришел в этот мир не к здоровым, но к больным, не праведных призвать к покаянию, но грешных. Россия однажды потеряла искреннюю, сердечную веру, за что и поплатилась страшными столетними страданиями. Однако именно скорбями, "многими скорбями", как сказано в Откровении, подобает войти в царство небесное. Этот путь теперь нам открывается, и идти по нему к Богу надо всем миром, всем народом - покаянно, смиренно, мужественно!
Александр Нотин
Источник изображения: http://expo.pravoslavie.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.