Кризис и распад всех идеологий «от ума», банкротство всех без исключения политических партий и самой идеи партийности в России создает опасный вакуум в общественном бытии и общественном сознании. Природа, как известно, пустоты не терпит, и свято место пусто не бывает…. Но что придет на смену «старой» прогнившей партийности и обанкротившимся идеологиям? Какие ценности, смыслы, цели? Восторжествует ли окончательно дух века сего, дух Антихриста с его псевдо ценностями – растлением, разобщением и одичанием людей? Или на нынешней, казалось бы, бесплодной и выжженной почве, по воле Бога, расцветут поздние дивные духовные плоды? Чья возьмет?
Мы – народ Божий, и, как уже было сказано, мы уже есть и нас много! За чем же, спросите вы, тогда дело стало? А вот, за чем. Мы еще слишком духовно слабы, и потому далеки от Творца, слишком разобщены, плохо чувствуем плечо товарища по духовной брани. Мы полны иллюзий и предрассудков, унаследованных от прежней безбожной и бессознательной жизни. Не доросли мы еще пока до уровня воинства Христова, слабо организованы, зависим от стихий мира сего. Тому есть ряд объективных причин.
Во-первых, каждый из нас, в свою меру, несет наследственный отпечаток семидесятилетнего пребывания под прессом воинственного безбожия. На первый взгляд, в этом для духовного возрождения нет, и не может быть ничего положительного. Однако, как и все, попущенное свыше, и этот изъян, эта наша общая слабость несет в себе некое благодатное содержание. Ибо, как говорит Предание, «сила Божия в немощи совершается». В смысле богоискательства нынешнее поколение (и пополнение) народа Божия, по сути, представляет собой «чистый лист», не отягченный теми глубокими внутренними повреждениями, что поразили в самое сердце дореволюционную Церковь, а в итоге привели страну и народ к катастрофе. Одновременно мы – евангельские «блудные сыны», понемногу приходящие в трезвение и разум истины, но не под воздействием уговоров и отеческих назиданий, святых книг или даже укоров совести, а под грозным давлением исторических реалий и личных скорбей. Они-то, эти реалии и скорби, сначала в прах разметают былые рациональные грезы и заблуждения, болезненно очищают душу от всего, что мешает ее общению с живым и личным Бога, а затем уже устанавливают ее на «узкий путь» веры и жертвенного служения Ему.
Во-вторых, мы не можем не признать, что навыки советского коллективизма, хотя бы и языческого по сути, сохранились в нас. И этот, согласитесь, лучше, чем ничего. Короткий этап «либерального реванша» (о нем позже) близок к завершению. Но, похоронив коммунизм, либерализм не смог стереть и истребить эти ценные навыки. Все мы испытываем что-то вроде тоски по нормальному человеческому общению, ставшему за последние двадцать лет самым востребованным благом. И именно на такой, очищенной почве, на этом основании мы начинаем создавать наши православные общины, возрождать великую историческую общность – народ Божий. Таким образом, естественное, покаянное принятие Христа плюс уцелевшие навыки общинного духа и бытия становятся остовом новой России, идущей на смену либерализму.
В-третьих, не стоит сбрасывать со счетов и самого либерализма, как зла, безусловно, попущенного Господом народу России. Принеся нам страшные и неисчислимые потери, он, тем не менее, также сыграл свою роль «отрезвителя» и «пробудителя» русского духа, стал для всех нас серьезным уроком и предупреждением, поистине наказом Божиим («кого люблю, того и наказую» - говорит Господь). С помощью либерализма Бог высек искру веры в душах современных русских людей и, вместе с тем, обозначил Русскому миру тот последний для него исторический рубеж, за которым либо окончательное падение в рабство Антихриста, либо последний и отчаянный рывок в небо, в торжество завершающей земную историю православной государственности, в исполнение мессианского обетования «Третьего Рима».
Практически важный для нас вывод звучит так: мы должны как можно скорее завершить процесс формирования авангарда народа Божия, его «малой закваски», ибо действием Промысла Божия и для нее условия созрели, и «тесто», то есть остальная русская цивилизация давно уже томится в ожидании этой «закваски». «Бог спасает нас не без нас» - напоминают Святые отцы, подчеркивая необходимость соработничества человека и Всевышнего как обязательного условия положительного изменения ветхого мира.
Александр Нотин
Изображение: А. П. Рябушкин (1861-1904): Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.