Тема русского будущего табуирована. Но, ради Бога, не подумайте - она не запрещена законом. Причина негласного табу в другом. Старая политическая надстройка с её партиями и идеологиями «от ума», вождями и миражами изношена и слепа. Ростки будущего уже наполняют нашу землю, но то ли они ещё слабы, то ли время осознания и самовыражения для них ещё не настало, то ли ядохимикаты неолиберализма ещё не до конца выветрились из поражённого безбожием национального нашего сознания и бытия – эти ростки пока не определяют собой вектор исторического развития России.
Вспоминаю недавний разговор с председателем «Изборского клуба», писателем Александром Прохановым. Обсуждали мы проект «Планеты Русь», начало которому было положено в 2007 году воздвижением и освящением Священного холма под стенами г. Изборска на Псковщине. Более десяти лет этот памятник и реактор Русского мира, как и было изначально нами задумано, собирает под свою Голгофу щепоти памятных земель с мест трудовой, ратной и духовной славы Русского мира, отовсюду, куда ступала нога и где совершались подвиги доблестных наших предков и современников, по всему лицу планеты. За эти годы собрано более тысячи памятных земель, в том числе таких экзотических, как кусочек лунного грунта, доставленный космонавтами, или комок донного ила, поднятый Артуром Чилингаровым с почти 5-ти километровой глубины в точке русского Северного полюса. Впрочем, важны здесь не столько количественные показатели, сколько новые смыслы и идеи, открытые и открываемые пробуждающейся «Планетой Русь».
Главная из них для меня – назревшая необходимость общественной консолидации нового типа, мобилизации народов России перед лицом, с одной стороны, небывалых внешних угроз, порождаемых третьей мировой духовной войной, а с другой – мучительным нашим выходом из советского и неолиберального безбожного блуждания на торную дорогу, ведущую в Русское будущее.
К сожалению, не во всём мы сошлись с моим старшим товарищем и наставником. «Ну что вы, Александр Иванович, - возразил он, - какое краеведение, причём здесь оно? Черепки и археологическая пыль – разве это нужно молодёжи? Её увлекают совсем другие вещи: искусственный разум, цифровая экономика, биоинженерия, победа над смертью…». Я смотрел на своего друга, заслуженного патриота, и понимал, что мы оба с ним в этот момент стоим на тонкой грани исторического водораздела, говорим на разных языках и видим, оцениваем одно и то же по-разному. Он – с позиций рационального историзма, продолжающего по инерции уповать на «светлый разум» человека и его способность достичь совершенства собственными силами. Мне же досталась нелёгкая участь воочию убедиться в том, что без Бога, и без коренного изменения самих себя в духе его заповедей мы, человеки, действительно «не можем ничесоже», и для спасения гибнущего мира нам предстоит решительно и окончательно отбросить все «измы», строго следуя путём, указанным Им через Церковь. Что же касается новшеств века сего, то сами по себе они ничего не исправят и никого не осчастливят, по крайней мере до тех пор, пока находятся в руках жадных и жестоких мировых «владельцев денег». Плоды прогресса это, по сути, те же «морковки», которые подвешиваются перед мордой осла, чтобы тот безропотно шёл, куда велят. Или разноцветные бусы, с помощью которых многоопытные колонизаторы обманывают наивных папуасов перед тем, как ограбить и поработить их. Молодежь завораживают технологическая мишура и информационный-рекламный гвалт. Падшая цивилизация с их помощью убеждает свои жертвы в собственной незаменимости и способности вырваться из ею же созданного глобального тупика. Но это не более, чем ещё один обман на фоне погружения мира в безумие войн, лжи, бесправия, растления и одичания.
Как ни странно это звучит, особенно для представителей старой политической школы, привыкших к агитационной трескотне и партийным дрязгам, деятельное краеведение сегодня в России может стать одним из важнейших элементов постлиберальной мобилизации снизу, платформой социального творчества и согласия, на которой, собственно, и должно вырасти здание нашей грядущей государственности.
Как это выглядит в практическом плане? На днях мне довелось побывать в Питере, и там плотно пообщаться с местными краеведами на предмет сотрудничества в рамках «Планеты Русь». Признаться, я был поражён масштабами, системностью и организованностью этой работы в Северной столице. Главный вывод: отечественное краеведение оказалось одной из тех немногих, а возможно и единственной сферой общественной жизни, которая не попала под прямое гамма-излучение западной псевдокультуры после крушения СССР. От её нашествия пострадали образование и воспитание, наука и культура, СМИ и корпоративная этика, все ветви власти, семейные и прочие традиции и ценности – все они в той или иной степени пропитаны ядами потребительства, эгоизма и продажности. Краеведение как-то устояло. Не исключено, что причиной тому стала его укоренённость в родную землю, близость к корням народной травы, а отсюда незаметность и неприхотливость. И пусть в 2010 году уроки краеведения с чьей-то лукавой подачи исчезли из расписания наших средних школ, целая армия краеведческих центров, союзов, ассоциаций, музеев и кружков, вплоть до пассионарных краеведов-одиночек продолжает действовать по всей России от Калининграда до Камчатки. Причём, что характерно и отрадно, благодаря краеведам, нить памяти, тянущаяся из глубины веков, остаётся целостной, непрерывной и невредимой, какие бы «враждебные вихри» не бушевали над нашей Родиной. Здесь угадывается таинственная метафизика русской земли, в которой гибнут вирусы чуждого нашему духу заморского либерализма. Из земли, по словам Господа, человек взят, в землю же и отходит поколение за поколением. Земля кормит всех нас, укрепляя своей «силой», о которой прямо упоминается в первых главах Книги бытия. Земля – нравственный спутник человека и индикатор его человечности, в ней не различишь ни белых, ни красных, ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых – все равны пред лицом вечности и Бога, и никто не может быть огульно осуждён вплоть до Страшного Суда.
Сегодня, перед вступлением В. Путина в очередной президентский срок важно понять, что придёт на смену одряхлевшей политической надстройке старого типа. Последняя не только не выполняет своей функции сплочения общества перед лицом внешних и внутренних угроз, но и, ускоренно мельчая и дробясь, замыкаясь в своих узкопартийных интересах, имитируя, а не действуя, становится тормозом на пути выхода России из нынешнего кризиса и тупика. В то же время, о насильственном демонтаже этих «развалин» речи быть не может. Россия очередной революции не переживёт, потому-то её злейшие враги в лице Запада и «пятой колонны» так яростно призывают к «русскому Майдану». Для революции же необходимо «пушечное мясо». Именно его и готовят так называемые либеральные реформы, начатые ещё Ельциным. Их цель – незаметно подрезать живые корни русскости, сыновства и наследства: родной язык, историческую правду и память, уважение к предкам, семейные традиции целомудрия и благочестия, любовь к родной земле. Краеведение уврачёвывает и восстанавливает эти разрушенные корни, сохраняя почву и базу для Русского возрождения. Благодаря ему, а так же феноменальному русскому генотипу, во все времена опиравшемуся и искавшему вдохновения в православной вере, державности и народности, Русский мир ещё жив, хотя и серьёзно ослаблен. Верховная власть, заметно эволюционирующая в сторону самодержавия, должна разглядеть спасительную для себя и России народную платформу краеведения за дымовой завесой политических симулякров, амбиций и показного активизма. Не о черепках и не о древней пыли идёт речь, а о сохранении, укреплении и приумножении «грибницы» национального самосознания как единственной силы, способной остановить наше национальное убывание и деградацию.
Новая орбита «Планеты Русь» означает и новое, более точное понимание двух стратегических преимуществ этого проекта в контексте и интересах общерусского краеведческого движения. Первое из них – Священный холм, в котором, как в незримом реакторе, собираются и закипают энергии тысячелетней Руси. Холм - это точка сборки Русского мира. Само его положение в месте исторического рождения Российской государственности подчёркивает сущность и значимость его служения. Второе преимущество «Планеты Русь» состоит в способности проекта предоставить краеведам России общую онлайн-платформу для свободного самовыражения. Не в смысле объединения всех и вся, а в смысле собирания для знакомства, обмена опытом и знаниями, выработки оптимальных решений и совместных инициатив. Эту функцию намерен взять на себя разрабатываемый ныне новый интернет-ресурс под названием «Краеведческая википедия». Здесь в режиме свободы и соревновательности будут на равных представлены все элементы русского краеведения – отечественные и зарубежные, одиночные и коллективные, официальные и самодеятельные, светские и церковные. Итоги этой работы будут подводиться на ежегодных форумах «Планеты Русь» у Священного холма.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.