переправа



По святыням Псковской земли



Опубликовано: 27-04-2008, 20:30
Поделится материалом

Св.холм, Журнал "Переправа"


По святыням Псковской земли

 

В конце марта 2008 года состоялся выезд руководителя духовно-светского сообщества «Переправа» Александра Нотина совместно со мной, главным редактором журнала «Шестое чувство», в Псков. Цель нашей поездки была в основном паломнической. Вместе с нами в Псков из Москвы выехал также наш дорогой гость – один из немногих уцелевших фронтовиков Великой Отечественной войны, дьякон Русской православной церкви, клирик храма Образа Спаса Нерукотворного на Сетуни отец Николай Попович. Неспроста даже его фамилия напоминала нам о преподобном Иустине Поповиче, недавно прославленном великом сербском святом. Отец Николай, которому сегодня пошел девятый десяток лет, похож на сербского подвижника горением духа, твердостью в вопросах веры и спасения. Отец Николай Попович, большой эрудит, человек с двумя высшими образованиями – экономическим и юридическим, больше тридцати лет проработал чтецом и не так давно стал дьяконом.


Его присутствие в поездке задало ей глубокий и покаянный духовный тон. Мы говорили с нашим гостем практически всю дорогу – а она длилась почти восемь часов, – затем по прибытии продолжили разговор в чудном загородном отеле «Плесков». В течение четырех дней пребывания на Псковской земле мы сделали много интереснейших записей наших бесед, которые с этого номера будут публиковаться в журнале «Шестое чувство». Почему? Из-за их актуальности, нелицеприятности и того великого заряда оптимизма и любви, который заложил в них отец Николай.


В первый же день вечером нас посетил известный русский писатель Валентин Курбатов. Он живет в Пскове, любит этот край и связан с ним всем сердцем. Вначале они с отцом Николаем присматривались друг к другу, – как же, новая встреча, новые люди, –  но уже очень скоро, буквально после двух-трех фраз (но таких, в которых вмещалась вся квинтэссенция их личности) обрели глубинное духовное родство. Удивительно! Валентин Яковлевич, помимо своих больших писательских трудов, прислуживает в качестве чтеца в одном из псковских храмов (точно так же, как это делал в свое время в Москве отец Николай), знает наизусть множество молитв и богослужебных текстов. Как было приятно и душеполезно слушать разговор этих двух высокообразованных эрудитов, которые со смирением склонялись – со всем своим богатейшим багажом знаний – перед светлым ликом Христа и стремились жить так, чтобы это было угодно Богу.


На второй день после прибытия мы посетили Псково-Печерский монастырь. Он был похож на прекрасную драгоценную чашу – сияющие купола храмов, строгие высокие стены, потрясающий вид на монастырь с верхней точки перед входом, как будто ты паришь над ним на крыльях…


Эта обитель никогда не закрывалась. О ней, а точнее, о ее первом послевоенном наместнике о. Алипии, недавно был снят интересный фильм «Советский архимандрит».


Монастырь просиял великими старцами, большинства из которых уже нет в живых. Они выполнили свое земное духовное дело, помогая десяткам тысяч людей обрести путь к спасению, были поддержкой и опорой для своих духовных чад – и отошли ко Господу, чтобы упокоиться в Его светлых обителях. Один из последних ныне здравствующих старцев – отец Адриан. Ему, как и отцу Николаю, далеко за восемьдесят.


У входа в братский корпус нам сразу же сказали, что «батюшка не принимает». Потом, посмотрев на наши с отцом Николаем облачения, предположили, что, «может быть, для вас он, так и быть, возможно, сделает исключение, хотя...».


Так и произошло. Через десять минут мы уже были у батюшки в келии. Отца Николая, с его больными ногами, отец Адриан сразу же усадил на стул, стал нас ласково обо всем расспрашивать… Я видел его глаза – они были очень похожи на взгляд отца Иоанна Крестьянкина, – такое же участие, такое же расположение. Понятно, что людей у старца было целое море и каждому требовалось внимание, но нам повезло - нас духовно обласкали, с любовью приняли, и мы поняли: перед нами – подлинно духовный человек, к каждому слову которого нужно было относиться с великим вниманием.


Говорил он четко, взвешенно, ясно. О батюшках, которые не хотят после службы оставаться с прихожанами, но спешат домой. О всеобщей нестабильности и пороке. Об очередном олимпийском огне, который символизирует языческую суету мира, отдаляющегося от Христа в удовольствия, обманчивую политику и спорт. Языческий факел огня все больше и больше заменяет огонь Христовой веры… И действительно, из курса по истории религий, который нам читали в Московской духовной академии, я вспоминал, что изначальная цель Олимпийских игр заключалась в сбросе самыми сильными людьми Греции жизненной силы в могилы «героев» и «полубогов», где для этой цели были проделаны специальные глубокие отверстия. Все было логично для язычества того времени – «богов» надо было «подпитывать» и задабривать, чтобы они помогли в военных походах, завоеваниях и преодолении стихийных бедствий. А какой смысл нынешних Игр? Я воскрешал в памяти Олимпийские игры в Москве 1980 года – это был апофеоз язычества и религии плоти, горделивой фетишизации человека и его возможностей.


Многое и другое, весьма нелицеприятное, сказал еще нам отец Адриан. Но и – утешил, напомнив, что Святую Церковь не преодолеют даже врата адовы. Главное – иметь к ней свое живое исповедальное отношение.


На прощание старец помазал каждого из нас освященным маслицем с Гроба Господня и благословил в путь.


Вскоре мы были в Дальних пещерах. По преданию, они тянутся чуть ли не до Киева. Удивительные подземные катакомбы в песчанике. Там издревле хоронят монахов монастыря. Поставляют гробы один на другой и запечатывают вход. Горят свечи, и повсюду – тонкий приятный аромат. Никакого тления не ощущается. В одной из пещер нас подвели к низкой стене с потрескивающими свечами и живыми цветами.


«Здесь за стеной стоит гроб о. Иоанна Крестьянкина. Вот ниша, сквозь которую можно протянуть руку, коснуться крышки его гроба и помолиться старцу, испрашивая его помощь в устроении ваших дел…» – с благоговением сказала нам экскурсовод монастыря.


Мы совершили литию, а потом сделали так, как сказала нам экскурсовод, – помолились отцу Иоанну и попросили его молитвенного предстательства за нас, грешных. И тихо вышли в снежный день. Кстати, накануне ночью начался удивительно сильный снегопад – явление, совершенно несвойственное этим местам в это весеннее время года.


Вторым пунктом поездки был Холм Славы, созданный «Переправой». Прекрасное зрелище! Могучий Крест, высокий холм из огромных камней, световая дорожка, ведущая к мемориалу от шоссе. Все продумано, все удобно. Крест сделан из клееной лиственницы, он простоит тысячу лет. Дул сильный ветер, почти буран, но Святой Крест стоял не шелохнувшись. Как здесь, наверное, хорошо летом, когда над Холмом тихо синеет небесный купол, веет ласковый ветер и вся природа прославляет величие Творца!..


 Протоиерей

Михаил ХОДАНОВ

 

Перейти к содержанию номера  

 

Метки к статье: Хроники Священного холма, Протоиерей Михаил Ходанов, Журнал Шестое чувство №3-2008
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "По святыням Псковской земли"
Имя:*
E-Mail:*