Выступление Анны Бычковой
на конференции "Переправы" «Молодёжь России. Принятие Христа»
«Святая Земля даёт каждому столько,
сколько кто может в себе вместить»
В.Н. Хитрово
С 21 до 31 декабря 2008 года ММЦ «Диалог Будущего» продолжил развитие проекта «Галилея» в Израиле, молодёжная группа посетила Святую Землю. Хотелось бы немного рассказать о проделанной работе, дать информацию, в каких краях мы побывали, чему был посвящен наш проект, что нового узнали в путешествии.
В Галилее во все времена соседствовало множество племён и народов: арабы, друзы, самаритяне, иудеи, бедуины… Находясь на этих землях, ярко представляешь себе образы из библейских притч, еще и еще раз задумываешься, кто такой твой ближний, как точны пророчества о судьбе Капернаума, оживают слова, сказанные Христом на Горе Блаженств.
Мы побывали с ребятами в Хайфе, в русской церкви Илии Пророка, по фрескам в храме мы прочли о событиях, описанных в Ветхом Завете, в этих горах ворон, посланный по воле Бога, приносил пророку пищу, а потом Господь забрал Илию на огненной колеснице. Еще одно место в Галилее связано с пророком Илиёй, на горе Фавор с ним и с пророком Моисеем беседовал Христос во время Преображения. Один из самых известных городов Галилеи - Назарет, город, с которого начинается Новый Завет, именно здесь Мария, обрученная Иосифу, увидела у источника ангела, принесшего благую весть. Здесь открылась новая страница истории. Мы посетили и деревню Кана Галилейская, где произошло первое чудо, сотворенное Христом, на свадьбе Он превратил воду в вино. Конечно, невозможно представить себе Галилею без Галилейского моря, или как еще его называют Тивериатское (Генисаретское) озеро, по водам которого ходил Господь, показывая маловерным, что может человек, имеющий веру с горчичное зерно. На берегу этого озера много храмов и монастырей, греческий монастырь Учеников Христа, русский монастырь св. равноапостольной Марии Магдалины, именно в этих местах Господь учил будущих апостолов как стать ловцами душ человеческих, именно здесь Магдалина увидела Христа, и жизнь её полностью изменилась после той Встречи. Нашей молодёжной группе были показаны и те холмы, которые помнят, как во дворце Ирода танцевала Соломея, как обезглавили пророка предтечу Иоанна Крестителя, того пророка, который в водах реки Иордан крестил Иисуса. Каждый год воды этой священной реки «ходят вспять» на праздник Крещения Господня. Но это не единственное чудо, что происходит на Святой Земле.
Со времени проповеди Христа проходили века. Слово о Богородице и Иисусе распространялось далеко за пределы Израиля, вере покорились и язычники на славянских землях. Со времени крещения Руси (а то и раньше, во времена княгини Ольги) Святая Земля была для наших предков сердцем, центром, из которого истекала духовность и православная вера, оживляя и освящая всю жизнь. Русская культура вросла корнями в православие, питалась духовной почвой Святой Земли. История знает очень много распрей, битв за возможность присутствия на Святой Земле. Крестоносцы, турки завоёвывали Иерусалим. Палестинские земли и до сих пор не знают мира. Поэтому особое внимание привлекает к себе пример русского присутствия у Гроба Господня. Своим проектом «Галилея» мы рассказывали школьникам о том, что делали наши предшественники на Святых Землях, какую память о себе оставили среди местного населения, чего сейчас ждут от нас. Русские никогда не воевали на тех землях, пример присутствия русских на Святой Земле - это пример «духовной геополитики», по выражению яркого ученого современности Н.Н. Лисового. Главное влияние, которое оказывала Россия на Библейский регион - это духовное, просветительское влияние.
Проводником российской политики в Палестине во многом стало Императорское Православное Палестинское Общество, таким его запомнили арабы, таким его помним мы. Огромное внимание Палестинское Общество уделяло просветительской деятельности, до 1917 года было открыто 114 школ для детей православных арабов. Русские школы и семинарии отличались от других учебных заведений Палестины того времени, Палестинское Общество делало ставку на светское образование. В этой связи выпускница женской семинарии в Бейт-Джале, а впоследствии видный арабист, профессор МГИМО Кульсум (Клавдия Викторовна) Оде-Васильева писала: «Характерный штрих рисует разницу в целях деятельности европейских миссионерских обществ и Палестинского Общества. Первые … старались арабов-мусульман обращать в христианство и резко высказывались против ислама. А вот в школах Палестинского Общества не только никогда не делали этого, но старались знакомить нас, арабов-христиан, со славным прошлым нашего народа, даже с возникновением ислама, знакомили с историей родной литературы».
В нашем молодёжном проекте больше всего уделялось внимания как раз просветительской деятельности русских в Палестине. Во время экскурсий была возможность увидеть здания, которые строились как русские школы и семинарии ИППО. Во многих посёлках (Бекиин, Рамма, Басса), где остались лишь стены русских храмов, люди до сих пор со слезами умиления и признательности вспоминают русских.
Целью образовательного проекта «Галилея» стало знакомство молодёжи с деятельностью ИППО на Святой Земле, с историей создания Общества и с современным состоянием Общества.
Члены российской группы, молодёжь 14-20 лет, 10 человек, жили в арабских домах, окунулись в жизнь израильских арабов, ходили друг к другу в гости и постоянно были вместе на протяжении 10 дней, участвовали в семейных праздниках, выпускном утреннике после литургии в православной школе.
Членами ИППО в Галилее, при самом активном участии настоятеля православного храма в Кфар-Ясиф о. Феодосия, была организована насыщенная и познавательная программа по святым местам с посещением христианских церквей, монастырей, подворий, многие из которых связаны с русским присутствием на Святой Земле (Хайфа, Тверия, Назарет, Вифлеем, Иерусалим…). Программа носила и общий обзорный характер по Израилю: экскурсии в замки крестоносцев, сады Бахай, гроты Рош ха-Никра. Конечно, в центре программы были встречи с членами ИППО в Галилее, с историками, изучающими отношения России и Библейского региона. Многие рассказывали о своих родственниках, учившихся в русских школах ИППО: Михаил Булос, преподаватель Хайфского Университета, педагог истории в школе им. Яни в Кафр-Ясиф, доктор Шокри Арраф, директор православной школы при храме св. Георгия в Кфар-Ясиф Насиб Худи, педагоги в школе. Особенно трогательны были встречи с Михаилом Булосом, доктором Университета города Хайфа, который принёс тетради своего отца (им уже 100 лет, они достойны быть музейными экспонатами), учившегося в русской школе в Назарете. Навсегда запомнились его слова о том, что «невозможно переоценить влияние русских в Палестине, доброе и полезное влияние, которое помогло сохраниться христианству в арабском мире, безвозмездная помощь, повысившая уровень культуры среди арабского населения как в 19 веке, так и в середине 20 века, уже благодаря выпускникам русских школ». Он был искренне рад, что дожил до того времени, когда в его родном Кфар-Ясиф опять говорят об активной деятельности ИППО русские, благодарен России за то, что вся его семья, родители и дети,11 братьев и сестёр, родственники жены стали образованными людьми.
Где бы ни принимали российскую группу, где бы ни заходила речь об Императорском Православном Палестинском Обществе, о целях посещения Святой Земли молодёжью, везде ощущалось, что этого ждали и рады реализации подобных инициатив, хотят помогать развивать проект и принимают всем сердцем русских. Это чувствовалось и в Вифлееме, и в Назарете, и в Хайфе, и во многих маленьких посёлках, где когда-то стояли русские церкви и школы, где давалось светское образование на самом высоком уровне для всех желающих учиться.
Ребята встречались с генеральным консулом РФ в Хайфе В.П. Ковалем и с сотрудниками консульства, беседовали об исторической миссии ИППО, которая не может быть забыта, мы не имеем права потерять такое наследство. Современная молодёжь действительно интересуется подобной деятельностью, приезжает в Израиль узнать о том, что делали наши предки на этих землях.
В Кфар Ясиф, этом древнейшем поселении, упоминающимся еще в Ветхом Завете, до сего дня не потеряна связь поколений. Зёрна просвещения, посеянные русскими в к.19 - н.20 вв, дают ростки, спустя несколько поколений. Например, один из выпускников русской школы ИППО, Яни Косдани (грек по происхождению (его дедушка приехал в Палестину в 19 веке), учился в русской школе ИППО в Кфар Ясиф, а затем в Назарете. После окончания учебы Яни стал главой местного совета в Кфар-Ясиф в 1924 году (это был первый местный совет в Палестине) и был на этом посту до 1967 года) основал школу в Кафр Ясиф, помня, конечно же, русскую школу в родном посёлке. В новой школе образование давалось на очень хорошем уровне, учили мальчиков и девочек, шли в эту школу дети со всех окрестных деревень (в то время образование в Палестинских деревнях было всё еще широко не распространено, а тем более женское). Сестра жены Михаила Булоса была женой Яни Косдани. В делегации израильских арабов, которые приезжали в Москву в августе 2008 года, были учащиеся и выпускники школы (high school), которая носит теперь имя Яни Косдани. Многие образованные люди Кфар-Ясиф связаны с Россией и помнят о русском мягком влиянии слова и благодарны за такой бесценный дар.
Поездка показала перспективность и реальную возможность продолжения проекта. Очень большой интерес к нему есть с обеих сторон, в частности в Кфар-Ясиф настоятель храма св. Георгия Победоносца аталла Феодосий, глава православной общины Ханна Махули высказали предложение о возрождении русских школ на севере Израиля, об организации курсов русского языка в имеющихся школах. Предложено продолжать молодёжные поездки с образовательной, познавательной целью, включающие в себя, и даже основанные на труднической деятельности (помощь в уборке урожая, уборка храмов, первичная помощь при реставрации (есть предложения и со стороны студентов, учащихся на исторических факультетах, будущих археологов), строительстве, помощь в трапезных, гостиницах, школах при храмах принимающей стороны). Тем самым можно было бы компенсировать необходимые расходы на поездки.
Анна Бычкова
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.