ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
Выступление Олега Михайловича Сенина
на конференции "Переправы" «Молодёжь России. Принятие Христа»
Мне довелось работать катехизатором и миссионером с 1995 года, а в 2003 меня избрали депутатом областной думы. И вскоре мы инициировали закон о духовно-нравственном воспитании молодёжи. Тульская область стала одной из четырёх, где такой закон проведён. Мы инициировали эту программу, и с Божьей помощью я являюсь её непосредственным толкачом и исполнителем. Слава Богу, для этого есть возможности – машина, телефон… Пользуясь всем богоданным, нарезаю круги по епархии. Наша работа представлена на сайте Переправы, где у меня есть своя страничка. Мы выпускаем даже газету, в которой рассказываем о духовном воспитании.
Разговор у нас непринуждённый, от сердца к сердцу. Что мне хочется сказать? О проблеме взращивания молодёжи. Мы во главу угла ставим, что совершается это спасительным светом Христовым. Как на храме великомученицы Татианы в МГУ написано: свет Христов просвещает всех. И, конечно, это относится к молодёжи. Но это просвещающее действие исходит от церкви. Я каждый воскресный праздник бываю в том или ином храме нашей епархии. И, как человек епархии, могу сказать, что нам не нужно обольщаться упованием на церковь, отстраняясь от мирских процессов. Потому что церковь тоже больна. Если говорить о проблеме молодёжи – посмотрите на любой приход, и вы увидите, что присутствие там молодёжи ничтожно. Просто ничтожно! Здесь требуется развёрнутость Церкви к этой проблеме. Без этого и Церковь оскудеет, и общество лишится фонда, который будет залогом нашей славной будущности православной цивилизации.
Я, несмотря ни на что, связываю большие надежды с новым патриархом, сознавая, что святейший почивший совершил благословенное дело, которое было необходимо для преодоления духовного разора, в котором оказалась Россия. Но внимание тогда сосредотачивалось на стенах – на восстановлении храмов, золочении куполов. Это было время восстановления, накопления сил. Сейчас пришло время, по большому счёту, оставить всё это и заниматься не камнями, а душами прежде всего.
У нас в Туле проходили рождественские чтения, у нас это дело хорошо поставлено благодаря счастливому альянсу епархии с властью. Чтения проходили в филармонии, в присутствии губернатора, владыки. Наличие во властных структурах людей, осознающих эти проблемы – это залог хорошего развития.
Что касается участия епархии – здесь идёт чересполосица – каков поп, таков и приход. Мы стараемся побудить священноначалие в необходимости массового выхода духовенства и активных прихожан на школы. Давайте реализуем программу, разработаем методичку – экскурсия по храму. Очень важна для нас такая программа. Чтобы все классы с первого по 11 прошли программу «твой храм» в течение годы. А сколько открывает храм! – невероятно много. Одна только беседа об иконостасе раскрывает историю всего нашего спасения. Не говоря о духовной значимости, которая заключена во всём – от архитектуры до богослужения. Надо ли говорить, что сведения эти будут для подавляющего большинства детей откровением. Владыка принял это предложение.
Есть много открытых батюшек, которые во всём этом участвуют, работают в воскресных школах с молодёжью. Но и они, эти батюшки, признают, что нам нужен новый язык общения с молодёжью. Новый! Это не значит, что нам нужно поступаться ценностным рядом, духоносным пластом наработанной культуры. Но надо признать очевидное: если литургию молодой человек может выстоять, то всенощное бдение – два с половиной часа – едва ли. Плюс ко всему, они не знают символики. В силу непросвещенности прихожан, особенно молодёжи, у нас в церковной жизни преобладает статика, а не динамика. Динамика – это вовлеченность, когда литургия воспринимается как общее дело. Без этого она проходит втуне, как нечто внешнее, формальное, обрядное. Основная беда: мы доселе, к великому сожалению, на уровне церкви не можем преодолеть обрядоверие. Когда человек воцерковляющийся, по непросвещенности своей, главное значение уделяет культу, богослужению, обрядам. А культ никогда не был целью христианской жизни, но средством. Через культ мы приближаемся к Богу и соединяемся с ним. Большая проблема обрядоверия – внешнего благочестия, формального, отстранённого. Мы не можем преодолеть этого даже на уровне прихода. Я своим семинаристам говорю: братцы, вы должны раскрывать прихожанам суть евангельского зачала, которое будет читаться на следующий день, которое мало понимается. Вы должны его раскрыть, сделать доступным и дать ему толкование. Я уж не говорю об апостольском зачале, которое вообще мало кто понимает. Другая проблема – мира и клира. Некоторые батюшки ревниво относятся к инициативам мирам, хотя на уровне патриарха покойного – помню его слова пасхальных обращений, что каждый приход должен быть миссионерским, каждый приход должен быть катехизаторским. На деле этого не происходит. В епархии мы готовим катехизаторов с 1996 года, было у нас настояние: перед таинством крещения катехизаторы, ревностные, проникнутые, с хорошей закваской, чтобы совершали оглашение для родителей, которые сидят и томятся с младенцами в крестилке. Чтобы они чуток им рассказывали о значимости обряда. Нет. Нередко это вызывает неприятие со стороны батюшек: как же кто-то, кроме меня, будет рассказывать. А батюшке некогда, он требный, у него одно, другое, третье. В некоторых приходах это преодолено. Это большой положительный опыт. Конечно, нам нужно работать со священноначалием – на уровне Святейшего, епархиальных владык. В нашей епархии есть позитивные подвижки, которые приносят надежды.
Что касается работы с учителями – мы готовим педагогов уже несколько лет, проводим выездные семинары. Действительно, то призвание, которое нам вменено Господом: вы есть свет и соль мира, при работе с общественностью, с прессой, с учащимися сказывается. Но мы должны помнить, что нельзя всю работу возлагать только на плечи священников. Это не по-евангельски. И вот мы начинаем работать с учителями, преодолевая холодное недоверие. Так мы начали работы в Нащокине 6 лет назад. У них лица вытягивались, когда начинали говорить о Господе, они сидели набычившись, недоверчиво. А сейчас это группа воцерковленных педагогов, которые горят, которые от владыки много наград получили, которые сами устраивают паломнические поездки, жадно всё воспринимают, покупают на свои жалкие деньги кассеты, диски, литературу. Это явление победоносности дела Христова в нашей жизни. Только не нужно бояться. И, я считаю, установка на создание новой элиты оправданна, только элита начинается с семьи, с детского садика, со школу. Потому что основы православной культуры закладывают понятия, которые облегчают путь к Богу. Без этого они так и будут ботать по фене, по уродскому лексикону, который губителен и мёртв.
У нас накопился богатый опыт проведения семинаров – каждый день выезды в города. Для учителей мы начинаем со знакомства с литературой. Я что-нибудь с собой привожу – как дед Мороз, спонсоров привлекаю, батюшки помогают, сам раскошелюсь. И учителя, получая что-то в руки – начинают листать, мыслить, думать. Сейчас для нас важно что-то делать по-живому. И я рад, что здесь собрались люди, которые этим занимаются. Не голословно, отстраненно, а каждый на своем месте, исповедуя теорию малых дел. Векторная направленность разная – педагоги, кадеты, предприниматели. Но мы объединены тем, что свершается просвещающее действие, и оно едино.
Олег Сенин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.