Дмитрий Шмарин. Святая Русь. Дивеево
Как-то в разговоре о народе Божьем наш духовник посетовал: беда, братцы, в том, что все мы еще духовно слабы.
Так и есть! По строгим святоотеческим критериям, большинство из нас - тех, кто пришел к Христу в лихие 90-е или позже, суть оглашенные. И если даже святой Константин Великий, император Римский, имея несомненные заслуги перед вселенским христианством, в течение нескольких лет после возгласа священника: «Оглашенные изыдите!» - смиренно покидал храм, то, что говорить о нас, едва прильнувших к очагу веры?
Нынешнее пополнение народа Божия в России – явление нелинейное. В нем есть что-то, что невозможно определить в категориях «плохо» или «хорошо». Но мы-то знаем, мы верим, что у Господа все во благо. Следовательно, и наша судьба, и наш приход к Нему, каким бы кривым и неказистым он ни представлялся со стороны, и наше теперешнее «слабое» состояние, и стихийно-интуитивное богоискательство – все это во благо и все есть благо. Но в чем оно, это благо?
Прежде всего согласимся: каждые девять из десяти новообращенных в наши дни приходят к Богу «с чистого листа», не имея за плечами, по сути, ничего (!), что можно было бы счесть семейной традицией, духовным воспитанием или, тем паче, академическим семинарским образованием. Все мы воспитывались в советских, по преимуществу, атеистических семьях, где о Боге в лучшем случае помалкивали, хотя вообще-то полагалось Его изо всех сил критиковать и отрицать. (Слава Богу, что примерно с 70-х годов власти хотя бы перестали силой вовлекать население в прямое богоборчество!) Затем школа и вуз с их истматами и диаматами. Работа, комсомольские и партийные собрания в духе «всепобеждающего учения Маркса, Энгельса и Ленина». Мясорубка, да, да – социальная мясорубка в сатанинском «духе века сего» - вот что представляла собой та среда, в которой происходило становление и возмужание нынешнего воинства Христова….
И это благо?
На всю жизнь, теперь точно уж до самой смерти, врезалось мне в память изречение Божие: мысли Мои - не ваши мысли, и пути Мои – не ваши пути. Как важно всем нам смиренно понять и принять эту истину! Пути Господни неисповедимы. Разум, все вокруг создавший и обо всем промышляющий – от малой травинки до сверхновых звезд и черных дыр, - этот Разум на бесконечное число порядков мощнее любого человеческого, даже гениального, и Его «логика» невместима в наши черепные коробки, как бы мы ни старались. Пути Мои – не ваши пути! Человек может лишь молить Всевышнего о личном вразумлении на «узком пути» судьбы, и Бог, по любви, то есть ровно столько, сколько по силам усвоить данному человеку, не вредя его рассудку, подаст ему лучик света знания, и того будет довольно. И будет то во благо.
Новобранцы воинства Христова, они же народ Божий, они же народ «Третьего Рима» - явление вполне историческое. После падения Русской Православной Церкви, а с нею и русского самодержавия в 1917 году начался долгий, длинною аж в семьдесят лет «очистительный» период. Суть «Октября» нельзя оценивать мерками земной логики и уж, тем более, выдумками марксизма-ленинизма. Перед нами - масштабные действия Божьей Хирургии, попустившей ГУЛАГ и Соловки, Бутовский полигон и застенки Лубянки в качестве средства иссечения из больного духовного тела русского народа Божия омертвелых клеток обмирщения и неверия. В советский период это очищение происходило в основном на начальном, нравственном уровне. В либеральный период 90-х, когда пал «железный занавес», а, лучше сказать, рухнула защитная железная плотина, отделявшая Россию от гниющего в ересях Запада, и на доверчиво-наивную русскую душу обрушился поток самой отвязной бесовщины, это промыслительное очищение продолжилось (и, значит, мало было советского «чистилища»!), но уже на более высоком, духовном уровне. Началось, в буквальном смысле, естественное разделение общества на козлищ и овец. Хотя и не линейно: иной раз овцы превращались в козлов, а иной – наоборот.
Думаю, что отличительная черта сегодняшнего православного христианина состоит в том, что он, как правило, прилепляется к Богу как бы случайно, как бы «с чистого листа», и приводят его к Нему не книги, не родители и не школа, а сама жизнь, притом жизнь по большей части грязная, греховная и скорбная. Да, возможно, кого-то в храм привели и книги, а кого-то, кому повезло больше других, - и верующие родители, однако, все же основной костяк нашего воинства Христова составлен из мытарей и блудниц с блудниками, раскаявшихся богатеев и бывших разбойников, прокаженных и расслабленных (духовно, конечно). Впрочем, что тут странного? История повторяется: если вспомнить, две тысячи лет назад Господь тоже пришел спасть не святош, а к падших людей - таких, как мы.
Приход к Богу через страдания и скорби, падения и разочарования – процесс болезненный. Но вместе с тем, и более скорый. Главное же, по-видимому, в том, что человек, ощутивший бытие Божие сначала сердцем, а уже потом умом и книжной премудростью, - такой человек, в некотором смысле, обладает большей верой и устойчивостью (Святые отцы это называли «непадательностью») сравнительно с другими новоначальными. Почему? Прежде всего, очевидно, потому, что такой человек уже, как правило, основательно испытан, истерзан злейшими страстями мира сего – деньгами, славой и властью. От них он «бежит» к Богу, ими был однажды поражен и посрамлен, и, следовательно, досконально знает им «цену». А это затрудняет действия незримого врага!
Так вот какой, оказывается, посев произвел Промысл Божий в России! Вот, в чем сила Его воинства «последних дней»!
Так что не будем, братия, унывать. Признаем по факту слабость свою, но одновременно и присмотримся к сильным сторонам, дарованным нам Богом через глубинные корни Святой Руси.
Один мой знакомый, герой двух чеченских кампаний так охарактеризовал наше нынешнее состояние: «Представь себе, А.И., что мы – партизанский отряд в собственной стране, захваченной врагом. Мы зарылись в землянки в самой глуши лесной, на краю болота. Лес окружен, все дороги и высотки контролируются противником. Но и это не все. Ко всем прочим бедам наш отряд состоит сплошь из инвалидов – безруких и безногих ущербных калек. В духовном, конечно, смысле».
Правильно сформулировал мой друг. Но есть утешающее обстоятельство. Как говорил один из Святых отцов (по-моему, это был Максим Исповедник), «если Бог со мной, значит, нас большинство». Вот – корень всему. «Стяжи дух мирен, - призывает преподобный Серафим Саровский, - и тысячи вокруг тебя спасутся». Не в силе Бог, а в правде! Так и сила нашего «партизанского отряда», воинства Христова заключается не в числе или вооружении, не во власти или деньгах, но в близости к Господу, в способности черпать из этого Источника необходимые силы и ресурсы для победы.
Александр Нотин
Изображение: Дмитрий Шмарин. Святая Русь. Дивеево. С сайта Официальный Интернет-форум ВКО "Всевеликое Войско Донское"
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.