Двадцать лет назад представителями Вооруженных сил России был впервые поставлен вопрос о необходимости восстановления института военных и морских священников. Поддержав принципиально эту идею, Святейший Патриарх Алексий II указал, что главное найти и подготовить священников для её реализации. Важнейшую роль в осмыслении путей возрождения института военных священников сыграла Всероссийская конференция: «Православие и Армия», работавшая 25-27 октября 1994 г. в конференц-зале гостиницы «Даниловская» под руководством тогда ещё митрополита Смоленского и Калининградского, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла, который неоднократно подчёркивал и отмечал, что присутствие священников самым благотворным образом сказывается на состоянии нравственности военнослужащих.
Сегодня, Слава Богу, Президентом, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами принято долгожданное решение и получено Благословление Святейшего Патриарха. В Министерстве обороны создано управление по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил России. Идет планомерная и тщательная работа по отбору наиболее достойных священнослужителей для назначения на должности помощников командиров с верующими военнослужащими.
Мне представляется, что сегодня мы переживаем временный этап в работе по восстановлению института военного и морского духовенства, когда священники назначаются на должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими. Это вынужденный, временный и переходный этап. Необходимо стремиться к созданию в армии и на флоте самостоятельной службы (департамента, управления или др.) военного и морского духовенства со строгой централизацией, подчиненностью сверху и донизу. Подобные наработки и предложения есть.
Будем внимательно изучать и историю военного и морского духовенства России. Здесь нам всем может оказать неоценимую помощь, подготовленный Военным университетом Министерства обороны двенадцатый выпуск Российского Военного Сборника «Христолюбивое воинство», составители А.Е. Савинкин, И.В. Домнин, Ю.Т. Белов, а так же «Дневник полкового священника служащего на Дальнем Востоке» протоиерея Митрофана Сребрянского . И хотел надо обязательно вести дневниковые записи. Это поможет в определенный момент подняться над текучкой, над повседневной суетой. Как говорить Еклессиаст, всё что было – будет, все что будет – было, и нет ничего из того, что будет, что бы уже не было… И наше новое дело, несмотря на всю его новизну, уже было в нашей истории. Не надо повторять прежние ошибки.
Освящение Храма 26.04.2006 года
Путь за 20 лет пройден большой, и результаты впечатляют, особенно если знать, как трудно было начинать под крики, а часто и злобный вой псевдолибералов, псевдодемократов... Больше всего они боятся единения армии и Русской Православной Церкви, прихода православных священников в воинские части, вузы и на корабли. Враги прекрасно понимают, что Православие – это несокрушимый Дух армии и флота России. Поэтому и пытаются мешать нам.
Патриарх Кирилл подчёркивает, что в армии могут работать представители всех традиционных религий России, однако должен быть исключён прозелитизм: «Важно подчеркнуть, что в армии не должно быть соревновательной миссии. …Не может православный прийти к мусульманам и проповедовать Православие. …Задача в том, чтобы священнослужители каждой конфессии или религии могли работать со своими чадами в армейской среде. Конечно на основе добровольности». При этом Святейший Патриарх особо отмечает европейский опыт, в частности Франции и ряда других стран Западной Европы, где всей пасторской работой руководит Церковь большинства: «Там везде есть капелланы… Кстати, поскольку во французской армии появляется всё больше русских, мы поставили вопрос об их пасторском окормлении. Нам ответили: да, пожалуйста. Но всю капелланскую работу там курирует Католическая Церковь, потому что это Церковь большинства. И она взаимодействует с различными конфессиями, обеспечивая их пасторскую работу в войсках».
Так же необходимо действовать и нам, православным, во взаимодействии с нашими братьями, представителями традиционного российского ислама. Нельзя упускать инициативу, снижать напряжение в работе и темпы движения вперёд.
К сожалению, в Вооруженных силах ещё сохранятся недопонимание роли священника в армии и на флоте. Почему?
Первая причина, о которой мне уже приходилось говорить и писать, это вопиющее незнание офицерским составом истории и роли Русской Православной Церкви в строительстве армии и флота, это незнание и непонимание офицерами духовных истоков побед русского оружия. Стыдно и недопустимо, что современные офицеры и генералы не знают и нигде, как и в советское время, не изучают опыт духовно-нравственного воспитания воинов армии и флота нашими прославленными полководцами. Многие из них даже о «Науке побеждать» А.В.Суворова знают лишь понаслышке, не говоря уже о святом праведном воине адмирале Ф.Ф.Ушакове или генерале М.Д.Скобелеве.
Вторая причина, это отсутствие должной подготовки священников к работе в Вооруженных Силах.
Священнослужитель, прежде чем идти к военным людям должен знать особенности их мышления, их психологию и ментальность, особенности восприятия военнослужащими всего окружающего и себя в окружающей обстановке. Священник должен учитывать особенности, традиции армии и флота, но и не подстраиваться под нас.
Освящение Храма 26.04.2006 года
Хотел бы привлечь наше общее внимание, но особенно – священнослужителей, к проблеме, которая меня как военного профессионала очень беспокоит. Речь идет, об упорно навязываемой нашему обществу идеи, что священники придут в армию для борьбы с т.н. «неуставными взаимоотношениями» и «дедовщиной», для укрепления воинской дисциплины.
Это очень опасная идея. Проанализировав проблему, мы неизбежно придём к выводу, что это не что иное, как замаскированная попытка нанести ущерб Православной Вере и Русской Православной Церкви, лишить смысла её служение в армии, дискредитировать Церковь, священнослужителей, саму идею военного духовенства. К сожалению, из-за духовной необразованности и исторической безграмотности подобные мысли находят поддержку в военной среде. К еще большему сожалению и некоторые священнослужители проявляют готовность укреплять воинскую дисциплину, бороться с «дедовщиной» и «неуставными взаимоотношениями». Очень, очень большая ошибка, с далеко идущими негативными последствиями.
Возложить эти задачи на священников, значит дать повод для постоянных упреков и обвинений их в безсилии и неумении работать. Это недопустимо. Не одно десятилетие я профессионально занимался проблемами воинской дисциплины, правопорядка и неуставных взаимоотношений. Смею утверждать, что «дедовщина» всегда была и будет, это явление объективное и оно генетически присуще всем армиям мира. И «неуставные взаимоотношения» всегда были, есть и будут, люди не могут общаться только по уставу. И воинскую дисциплину они всегда будут нарушать.
Генерал-майор Александр Черкасов
Проблема превращения «традиционной дедовщины» и «нормальных неуставных взаимоотношений» в глумления, издевательства и преступления сложная, самовоспроизводящаяся психологическая проблема и никакой батюшка в полном объеме ее решить не сможет. Священнослужители, несомненно, и положительно будут влиять на положение дел в войсках, в том числе и на воинскую дисциплину своим личном примером, и в том случае, если они будут заниматься исключительно своим делом: духовным окормлением и воспитанием военнослужащих, проповедью Слова Божьего, индивидуальной душеспасительной работой с военнослужащими, их духовно-религиозным образованием.
Александр Черкасов, генерал-майор
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.