В канун Старого Нового года предлагаем вашему вниманию отрывок из готовящейся к выходу в свет книги Ольги Глаголевой "Островок любви".
По мнению ученых, новый год человечество стало отмечать еще на заре цивилизации — примерно пять тысяч лет назад. Этот обычай зародился в древней Месопотамии: каждую весну улицы городов наполнялись шумными шествиями, карнавалами и маскарадами в честь верховного бога Мардука. У вавилонян эту праздничную традицию переняли греки, затем она перешла к римлянам.
В 46 году до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь преобразовал календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским. Год по юлианскому календарю состоит из 365,2500 суток. С 45 года до Р.Х. он стал начинаться в первый день января, когда римские консулы (два высших выборных лица) вступали в свою должность, — именно в этот день наступало первое новолуние после зимнего солнцестояния, самого короткого дня в году. Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» — 747 год до Р.Х.
В 325 году на Первом Вселенском (Никейском) Соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью. Ровно через два века по поручению папы Иоанна I римским монахом Дионисием Малым было предложено так называемое «Христово летоисчисление» (точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово), которое до сего времени применяется в большинстве стран мира (в СССР его называли на свой лад — новая или наша эра).
Так человечество жило не тужило более тысячи шестисот лет (!), пока в 1582 году папа Римский Григорий XIII не решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый, григорианский то бишь, по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла десять суток.
В России-матушке с принятием христианства в X веке был введен в обиход юлианский календарь, однако летоисчисление велось от Сотворения мира. До тех пор, пока на исторической арене не появился царь-реформатор Петр I. Одним росчерком его пера 7208 год от Сотворения мира стал 1700 годом по Р.Х. И если в X–XV веках началом года на Руси считалось 1 марта, а с 1492 года, при великом князе Иоанне III, — 1 сентября, то теперь, насмотревшись в Европах на тамошние новогодние забавы, 15 декабря 1699 года Петр I издал Указ: «Поелику в России считают Новый год по разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря по примеру всех христианских народов…»
Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре первого числа января месяца.
Календарная путаница
Шло время, и в веке XIX все чаще народ русский, а вернее, наиболее «прогрессивная» часть интеллигенции (так называемые западники) стала примериваться к западному образу жизни. Рано или поздно, дошло дело и до нового стиля, что встретило в 90-х годах позапрошлого века сопротивление большинства членов Русского Астрономического общества. «Какая в этом необходимость?» — вопрошало ученое сообщество. «Чтобы от Европы не отставать!» — таков был «железный» аргумент меньшинства, остававшегося таковым до 1918 года.
Ну а когда в революционные годы «весь мир до основанья» был разрушен, большевики не замедлили быстренько направить нашу жизнь в западное русло, добавив Декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в календарь уже тринадцать дней. «Всего-то!» — скажите вы. Но эти «лишние» деньки привели к такой путанице…
Если раньше, по старому стилю (кстати, Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день), все шло своим чередом, логично и завершенно: Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, то теперь главным и первым в нашей до недавнего времени атеистической стране стал, в общем-то, обычный день календаря (весьма условный, заметьте!), а праздник Рождества — как бы второстепенным (не прошли даром восемьдесят лет советского «плена»). Хотя эти праздники ну просто несопоставимы — день, когда родился Спаситель мира, и день начала очередного календарного года! Кстати, Рождество Христово стало главным религиозным праздником в Европе с 1100 года, Новый год здесь празднуют единицы.
Как считает настоятель храма Святых равноапостольных Владимира и Ольги подмосковного города Обнинска отец Олег: «Большевики выискали отличный способ поглумиться над Православной Церковью, запутать ее и опозорить — привели нашу мирскую жизнь к западному стандарту. В результате посреди Рождественского поста появился нелепый пьяный праздник, в который люди недостойно веселятся и наедаются скоромного.
Часто спрашивают: "Почему наша Церковь не хочет переходить на новый календарь? Ведь для большинства верующих празднование светского Нового года — огромное искушение, с которым мало кто может справиться". Но если мы сдвинем даты, произойдет слом всей Церковной жизни! Так уже случилось у католиков — негативные последствия налицо. Задача Церкви — не идти за людьми, а вести их за собой!
Да и потом есть такие знаки свыше, не придавать значения которым может разве что безумец. Я говорю о схождении Благодатного огня. Это удивительнейшее явление случается только в Великую субботу — по нашему старому, юлианскому, календарю!
Это чудо, свидетельствующее о том, что Бог рядом с нами, происходит в Иерусалиме, в храме Гроба Господня. Этот храм выстроен вокруг той пещеры, в которой лежало тело Иисуса Христа после распятия.
Каждый год в этот день патриарх Иерусалимский в одной рубашке (чтобы исключить кривотолки!) заходит в эту пещеру с пучком незажженных свечей, а выходит с горящими. Священный огонь сходит с Неба и возжигает их! Огонь этот имеет какую-то особую, неизвестную нам природу — в первые минуты не жжет, а потому присутствующие в храме люди стараются как бы "омыться" им. Повторюсь, это чудо случается только раз в году — в православную Великую субботу! И это признают и католики, и мусульмане, и все-все-все другие конфессии.
Так что можно со всей определенностью сказать, что мы, православные люди, живем по единому календарю с Небесами. И если мы оторвемся от наших дат — разорвется сакральная связь земного и Небесного.
Вот и подумайте после всего этого, надо ли нам "догонять" западный мир? Нужно всегда иметь терпение оставаться самими собой и не стесняться этого».
К сказанному остается добавить лишь одно: действительно, 25 декабря в городе Вифлееме родился долгожданный Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. И этот величайший и знаменательнейший день в судьбе всего человечества христиане отмечают вот уже две с небольшим тысячи лет. По разным календарям: Православная Церковь — по юлианскому, католический мир — по григорианскому.
И наконец. Многие православные люди до сих пор считают, что настоящий Новый год приходит, как ему и положено, в ночь с 31 декабря на 1 января — по юлианскому календарю, то есть с 13 на 14 января по новому стилю, и отмечают именно его. Это наш добрый знакомец — «Старый Новый год».
Ольга Глаголева
(из книги «Островок любви)
13 января 2012 года
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.